О.А. Лупандина
Конституционное (государственное) право Российской Федерации
Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. – 178 с.
Тема 7. Административно-территориальное деление в РФ
2. Края, области, города федерального значения
Края,
области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург являются
государственно-территориальными образованиями.
Конституция
РФ 1993 г. (ст. 5) впервые признала их равноправными субъектами Российской
Федерации.
Основы
правового статуса
этих субъектов установлены:
·
в
Конституции РФ;
·
Договоре
о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами
государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей,
городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации;
·
указе
Президента РФ “Об основных началах организации государственной власти в
субъектах Российской Федерации”;
·
“Положении
об основных началах организации и деятельности органов государственной власти
краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных
округов Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы”;
·
другими
нормативными правовыми актами.
Данные
субъекты федерации обладают элементами учредительной власти.
Согласно ст. 5 Конституции РФ они имеют свой устав и законодательство.
В соответствии со ст. 66 Конституции РФ уставы принимаются
законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской
Федерации.
Принципиально важным является закрепленное в
Конституции РФ право изменения статуса субъекта по взаимному согласию
федерации и субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом (п.
5 ст. 66 Конституции РФ).
Края,
области, города федерального значения как субъекты федерации обладают элементами
территориального верховенства, так как границы между ними могут быть
изменены только с их взаимного согласия.
Как
самостоятельное звено субъектов федерации они имеют систему
органов государственной власти: законодательных, исполнительных и судебных.
Государственно-правовым признаком этих субъектов
является конституционно закрепленное право законодательной деятельности.
Как установлено в ст. 76 п. 4 Конституции РФ, вне пределов
ведения Российской Федерации и совместного ведения федерации и субъектов края,
области, города федерального значения осуществляют собственное правовое регулирование,
включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Края, области и
города федерального значения наделены правом законодательной инициативы в
федерации.
Будучи
равноправными субъектами федерации, края, области и города федерального
значения не являются государствами. Они не имеют своих
конституций, гражданства, на их территории употребляется общефедеральный государственный
язык — русский.
Компетенция
краев, областей, городов федерального значения многообразна. Согласно ст.
73 Конституции РФ вне пределов ведения Российской Федерации и
полномочий федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее
субъектов края, области, города федерального значения обладают всей полнотой
государственной власти.
Органы
государственной власти краев, областей и городов федерального значения:
1)
обеспечивают
соответствие уставов, законов и иных актов Конституции и законам Российской
Федерации;
2)
осуществляют
защиту прав и свобод человека и гражданина, обеспечивают законность,
правопорядок и общественную безопасность;
3)
решают
вопросы изменения своих границ, устанавливают территориальное деление и
организуют местное самоуправление;
4)
распоряжаются
собственностью, если она не имеет федерального статуса;
5)
организуют
защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных
этнических общностей;
6)
проводят
в жизнь положения административного, жилищного, земельного, водного, лесного
законодательства, законодательства о недрах и охране окружающей среды;
7)
решают
общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и
спорта;
8)
руководят
здравоохранением;
9)
осуществляют
защиту семьи, материнства, отцовства и детства;
10)
социальную
защиту, социальное обеспечение;
11)
организуют
рациональное использование природных ресурсов, охраны окружающей среды и
обеспечение экологической безопасности; охрану памятников истории и культуры;
12)
организуют
карантин, борьбу с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидацию
их последствий.
Края,
области, города федерального значения могут быть самостоятельными субъектами международных
и внешнеэкономических связей, соглашений с другими субъектами
Российской Федерации, если это не противоречит федеральному законодательству.
Проекты
федеральных законодательных актов по предметам совместного ведения направляются
для согласования в края, области и города федерального значения.
|