О.А. Лупандина
Конституционное (государственное) право Российской Федерации
Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. – 178 с.
Тема 7. Административно-территориальное деление в РФ
3. Автономная область и автономные округа
Самостоятельными
равноправными субъектами Российской Федерации являются автономные область и
округа, которые выступают как форма национальной государственности
народов, компактно проживающих на определенной территории.
Статус
автономной области и автономных округов в соответствии со ст. 66 п. 2
Конституции РФ определяется:
·
Конституцией
РФ;
·
уставом
автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным
представительным органом соответствующего субъекта Российской Федерации;
·
Договором
о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами
государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной
области, автономных округов в составе Российской Федерации.
Конституция
устанавливает также, что по представлению законодательных и исполнительных
органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный
закон об автономной области, автономном округе (п. 3 ст. 66
Конституции РФ).
В связи с тем, что автономные округа часто входят в
состав краев и областей, Конституция РФ закрепляет, что отношения автономных
округов с этими субъектами федерации могут регулироваться федеральным законом и
договором между органами государственной власти автономного округа и,
соответственно, органами государственной власти края или области.
Автономные
область и округа имеют представительство в парламенте Российской Федерации: как
в Государственной Думе, так и в Совете Федерации. Они наделены правом
законодательной инициативы в Российской Федерации.
Автономная
область и автономные округа в ряде случаев могут являться самостоятельными
участниками международных и внешнеэкономических отношений. Они могут
заключать договоры и соглашения с другими субъектами Российской Федерации.
Полномочия
автономной области и автономных округов можно разделить на две группы:
·
по
предметам совместного ведения федерации и субъектов;
·
исключительные
полномочия автономной области и автономных округов.
К совместному ведению федеральных
органов государственной власти и органов государственной власти автономной
области, автономных округов относятся:
1)
обеспечение соответствия
нормативных правовых актов автономной области, автономных округов Конституции и
законам Российской Федерации;
2)
защита прав и свобод человека и
гражданина;
3)
обеспечение законности,
правопорядка, общественной безопасности;
4)
установление общих принципов
территориального деления и организации местного самоуправления в автономной
области, автономных округах;
5)
установление общих принципов
налогообложения;
6)
адвокатура, нотариат;
7)
защита исконной среды обитания и
традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
8)
административное, жилищное
законодательство;
9)
земельное, водное, лесное
законодательство;
10)
законодательство о недрах, об
охране окружающей среды;
11)
общие вопросы воспитания,
образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
12)
здравоохранение, защита семьи,
материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное
обеспечение;
13)
природопользование, охрана
окружающей среды, обеспечение экологической безопасности;
14)
особо охраняемые природные
территории, охрана памятников истории и культуры;
15)
карантин, борьба с катастрофами,
стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.
Вне
пределов ведения Российской Федерации и полномочий по предметам совместного
ведения автономная область и автономные округа обладают всей полнотой
государственной власти (ст. 73 Конституции РФ). Органы государственной
власти автономных области и округов самостоятельно решают все вопросы своей
компетенции.
|