О.А. Андреева
История государства и права зарубежных стран
Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. – 311с.
1.5. История государства и права в Новое и Новейшее время
1.5.16. Новый курс Ф.Д. Рузвельта и его политико-правовые последствия
В 30-е гг. XX в. Соединенные Штаты охватил экономический
кризис исключительной силы («Великая депрессия»). Отсутствие
государственной системы социальной зашиты жертв экономических бедствий в период
кризиса до предела обострило социально-классовые противо-речия, вызвало
массовые выступления рабочих. Америка оказалась в ситуации, требующей коренных социально-экономических
изменений. Началось массовое разорение мелких фирм, банков, фермеров. В стране
насчитывалось 17 млн безработных. «Великая депрессия» реально угрожала основам
жизни народа. Правительство Президента Гувера, находившееся в этот период у
власти, предприняло ряд экономических мер, направленных на поддержку монополий,
но это не изменило ситуацию в стране.
В 1932 г. очевидное банкротство внутренней политики правительства
позволило победить на очередных президентских выборах Франклину Делано
Рузвельту – кандидату от демократической партии. Он выступил с программой
выхода из кризиса, получившей название «Новый курс» (New Deal). Выдающийся государственный деятель мирового масштаба Ф. Д.
Рузвельт сыграл огромную роль в реформе хозяйственной жизни США, усилил роль
государства в контроле за производством и потреблением, ослабил влияние крупных
монополий. В экстремальных условиях Рузвельт, только что избранный президентом,
действовал весьма энергично, несмотря на прямое противодействие Верховного суда
США.
В 1933-1938 гг. в рамках президентской программы в первые сто дней
своего правления Рузвельт провел пакет законов, охвативших практически все
важнейшие области финансово-экономических и социальных отношений: банковскую
деятельность; обращение ценных бумаг; восстановление национальной экономики; регулирование
сельского хозяйства; трудовые отношения (Закон Вагнера); социальное страхование
и помощь безработным; наем рабочей силы.
Принятие Закона о банковской деятельности вкупе с объединенной
резолюцией Конгресса США об отмене золотого стандарта в мае-июне 1933 г.
преследовало цель сохранения и укрепления финансово-экономической системы
корпоративного капитала, в сотрудничестве с которым Ф. Рузвельт видел единственный
путь укрепления финансовых основ государственного строя. Для восстановления
банковской системы были приняты следующие меры: крупнейшие банки получили из
казны значительные кредиты и субсидии; был запрещен вывоз золота за границу;
проведена девальвация доллара; была укрупнена банковская система Соединенных
Штатов. На основании отмеченных законов в 1934 г. были созданы Федеральная
корпорация страхования вкладов, а затем Федеральная корпорация страхования ссуд
и сбережений. Это привело к восстановлению доверия к банкам и притоку в них
вкладов частных лиц.
Деятельность фондовых бирж регулировалась Законом об обращении
ценных бумаг, принятым в 1934 г. и предусматривавшим предоставление всем
участникам торгового рынка равных условий, гарантирующих свободный доступ к
важнейшей информации о деятельности компаний. На основании этого закона была
создана Федеральная
комиссия по ценным бумагам и биржам, наделенная
правом регистрации всех ценных бумаг, выпускаемых в обращение. Она также строго
следила за предоставлением инвесторам всех необходимых сведений о деятельности
компаний. Финансово-кредитная система теперь полностью контролировалась президентом.
Та же судьба постигла почти все коммерческие банки.
Закон о восстановлении национальной экономики (NIRA) от 16 июля 1933 г. разделил всю промышленность США на 17
групп, деятельность каждой из которых регулировалась нормативными актами – «кодексами
честной (справедливой) конкуренции». Кодексы определяли квоты выпускаемой
продукции, распределяли рынки сбыта, фиксировали цены, условия кредита,
продолжительность рабочего дня, уровень зарплаты и т.д. Каждый подобный кодекс
подписывался президентом и имел силу закона в рамках отрасли. Всего было
принято около пятисот кодексов. Оздоровление промышленности возлагалось на
специально создаваемое учреждение – Национальную администрацию
восстановления промышленности.
Закон о регулировании сельского хозяйства (ААА), принятый 12 мая 1933 г., предусматривал
создание специального административного органа по регулированию
сельскохозяйственного производства, способного сбалансировать спрос и
предложение на продукты сельского хозяйства, поднять на них цены. С этой целью
для всех фермеров вводился одинаковый процент сокращения посевных площадей и
поголовья скота. А в рамках Закона о рефинансировании фермерских долгов снижались
проценты по задолженности и продлевались сроки погашения долгов.
В социальной области для сокращения безработицы, снижения
ее негативных последствий безработных направляли в трудовые лагеря – специально
созданные организации, занимавшиеся строительством и ремонтом дорог, мостов,
аэродромов и т.д. Руководство осуществлением этих мер возлагалось на
Администрацию развития общественных работ.
В 1935 г. был принят Закон о трудовых отношениях (Закон
Вагнера), впервые в истории США легализовавший и поощрявший деятельность
профсоюзов. Этим законом запрещалось уголовное преследование трудящихся за
создание профсоюзов и участие в легальных забастовках; предприниматели
обязывались заключать с профсоюзами коллективные договоры; признавалось право
на забастовки, если работодатели нарушали предписания закона, и др. Для надзора
за выполнением закона Вагнера создавалось Национальное управление по трудовым
отношениям.
В том же году был принят первый в истории США Закон о социальном
страховании. Он предусматривал социальную помощь престарелым, безработным и
некоторым иным категориям нетрудоспособного населения. Пенсионный фонд
создавался за счет налогов на предпринимателей и самих рабочих. Пенсии по
старости назначались с 65 лет лицам, отвечающим цензу оседлости, но при условии
«если общий заработок, как это будет установлено Управлением, за период с 31
декабря 1936 г. и до достижения им возраста 65 лет не превысит 3000 дол.
Выплачиваемая ему ежемесячная пенсия будет равняться 1/2 суммы его
вышеупомянутого общего заработка». Пособия же по безработице выплачивались
не более 10 недель в году.
Перечисленные меры «нового курса» были комплексными, хорошо
продуманными, что и позволило смягчить последствия разрушительного кризиса. Тем
не менее у «нового курса» нашлось множество оппонентов, говоривших о
«непродуманности», «половинчатости» реформ, а то и о прямой их
«антиконституционности». Дело в том, что помимо невиданного до тех пор
вторжения государства в частый американский бизнес негодование как «правых»,
так и «левых» политиков вызвал дисбаланс в системе разделения властей США, а
именно слишком активное вторжение главы исполнительной власти в законодательную
сферу.
Отдельные монополии оказывали сопротивление «новому курсу» через
Верховный суд, который в течение 1935-1936 гг. признал неконституционными
положения основных вышеперечисленных законов «нового курса» Ф. Д. Рузвельта.
Однако эти законы уже были претворены в жизнь и способствовали смягчению «великой
депрессии» XX в.
Радикальные реформы Рузвельта спасли Соединенные Штаты от хаоса и
крупных социальных потрясений. Вместе с тем они указали пути ограничения
всевластия монополий и приоритетного развития различных форм коллективной
собственности в условиях высокоразвитой индустриальной страны.
К началу Новейшей истории США вышли на первое место в мире по
основным экономическим показателям, поскольку мировые войны по существу не
затронули их территорию. Кроме того, за счет эмигрантов население страны
многократно увеличилось. С 20-х гг. XX в. в США
начался процесс демократизации избирательной системы, ведь избирательное право
в течение XIXв. смогли получить только женщины в штатах
Кентукки и Вайоминг.
В 1920 г. согласно
XIX Поправке к федеральной конституции все женщины
Америки получили право голосовать с 21 года и быть избранными.
Следующим шагом на пути демократизации избирательного права в
стране стала XXIV Поправка к конституции, предложенная 87-м
Конгрессом США в сентябре 1962 г. и вскоре (в 1964 г.) ратифицированная
большинством штатов. Она отменяла ограничения в избирательных правах на
федеральных выборах «в связи с неуплатой любого избирательного или
другого налога». Поправка коснулась в основном южных штатов США, поскольку в 11
из них применялся избирательный налог, лишавший права голоса бедняков, в основном
афроамериканцев. При этом правило «кумулятивного» характера налога, применявшееся
в отдельных штатах, значительно повышало сумму подобного налога: его следовало
уплатить за все предыдущие годы.
Согласно Поправке XXVI к Конституции США (1971) избирательные права на федеральных
выборах получили все граждане, достигшие 18-летнего возраста.
Таким образом, избирательное право в Соединенных Штатах к концу XX в. стало формально равным и всеобщим (хотя в отдельных штатах все
же сохранились архаические цензы, например, ценз грамотности, ценз оседлости –
от 30 дней и выше).
Накануне Второй мировой войны в Соединенных Штатах был принят Закон
о регистрации иностранцев (Закон Смита) 1940 г., направленный против всех,
кто мог бы вызвать своими действиями «измену, мятеж или отказ выполнить свой
долг». Имелись в виду случаи, когда представители радикально-экстремистских
движений (равным образом коммунисты, фашисты или нацисты) «подстрекали к
свержению или уничтожению правительства США»:
·
путем распространения рукописных
или печатных материалов;
·
путем издания, продажи или
выставления для публичного обозрения подобных материалов;
·
путем организации «групп или
сборищ лиц», которые учат, проповедуют или подстрекают к свержению законного
правительства страны.
В рассматриваемый период Верховный суд США констатировал, что
непосредственной угрозы «свержения правительства силой» нет. Поэтому Закон
Смита получил свое «второе дыхание» уже после Второй мировой войны.
В первое послевоенное десятилетие (1945-1955) политологи США
отметили резкое возрастание преследований за политическое инакомыслие. Это было
связано с неоценимым вкладом СССР в победу в войне 1939-1945 гг. и параллельно
с возрастанием активности Компартии США. Именно «вторая красная паника» послевоенного
периода востребовала формулировку Закона Смита о «свержении правительства
силой или насилием» и приравняла распространение леворадикальных
политических идей к «подстрекательству, измене, мятежу». Несмотря на то, что за
все время антикоммунистической кампании на основании Закона Смита были арестованы
и приговорены к различным срокам тюремного заключения всего 11 человек, этот
закон стал предтечей «маккартизма», настоящего разгула антисоветской и
антикоммунистической истерии.
Самым антидемократическим по содержанию стал Закон о внутренней
безопасности 1950 г., более известный по имени его авторов – сенаторов
Маккарена и Вуда. Закон в первой своей части содержал предпосылку «явной и
реальной угрозы» общественному строю США, которая исходит от «подрывных и
преступных» коммунистических организаций, являющихся частью мирового коммунистического
движения. Вследствие этого предписывалось рассматривать все эти организации как
организации «коммунистического действия» либо «коммунистического фронта». К
первым относилась Компартия США, а ко вторым могла быть отнесена любая «сочувствующая
коммунистическим идеям» партия. Этим аргументом обосновывалось требование
регистрации Коммунистической партии США и каждого из ее членов в Министерстве
юстиции. При регистрации, а затем и ежегодно компартия должна была сообщать Министерству
юстиции имена и адреса ее должностных лиц (с указанием поста каждого из них и
кратким описанием функций и обязанностей), представлять отчетность по всем
денежным поступлениям и расходам, список всех печатных станков и пр. За каждое
нарушение любого из названных требований предусматривался штраф в размере 10
тыс. долларов (в то время двухлетняя заработная плата высококвалифицированного рабочего), или
тюремное заключение сроком на пять лет, или то и другое вместе.
За просрочку регистрации на 30 дней судья мог приговорить партию к
штрафу в 300 тыс. долларов. Под нарушением понимается «каждый день просрочки
регистрации» и «даже невнесение в списки фамилии любого отдельного лица».
Во второй части Закона Маккарена – Вуда провозглашалось право превентивного
ареста только по подозрению в том, что лицо, по мнению Генеральною
атторнея, «может принять участие в актах шпионажа и саботажа» при наличии
чрезвычайной ситуации в стране, объявлять которую мог Президент. Члены
коммунистических организаций также не могли работать на военных предприятиях, в
государственном аппарате; им запрещалось выезжать за границу.
Закон Маккарена–Вуда оказался явным нарушением I Поправки Конституции США, поскольку эта поправка запрещает
каким-либо образом ограничивать свободу слова, и V Поправки, предоставляющей каждому гражданину право отказываться
от показаний, которые могут быть использованы ему во вред (так называемый отказ
от самообвинения).
[1. С. 578-593; 2. С. 205-265; 1-7; 11-12; 15; 18-20;
22]
Контрольные вопросы
1.
Значение
«Нового курса» Рузвельта, его последствия.
2.
Законодательство,
регулирующее органы власти и управление.
3.
Современное
право США: уголовное, семейное и др.
|