О.А. Андреева
История государства и права зарубежных стран
Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. – 311с.
Раздел 2. Организация самостоятельной работы студентов
2.5. Античное государство и право
Культурный мир древних греков
отличался сочетанием единства и многообразия. Центром этой культуры было
побережье Эгейского моря, которое объединяло греческие племена в единое культурное
и экономическое пространство, при том, что они были разделены на множество
больших или меньших самостоятельных политических и государственных образований.
С историко-правовой точки зрения, значение греческих городов-государств
(полисов) заключалось в том, что они заложили основу для формирования понятий,
относящихся к науке о государстве и праве. Так, древнегреческий философ Аристотель
(384-322 гг. до н.э.) создал учение о путях развития правового государства,
утверждая, что каждое государство должно пройти, как стадии монархию,
аристократию (господство родовой знати), олигархию (господство небольшой группы
богатых лиц), тиранию и дойти до демократии. Но лучшей формой власти он считал
монархию. Платон (427-347 гг. до н.э.) в диалоге «Государство» делает наброски
идеального общества, в котором справедливость должна находиться под защитой
государства, распределяющего права и обязанности между гражданами, в
зависимости от тех функций, которые они выполняют в государстве.
Особенностью афинской
демократии было то, что определялось понятием «isonomia», т. е.
равные права перед законом. Поэтому законы должны учреждаться и толковаться
народом. При этом следует учитывать, что афинская демократия не соответствовала
современному понятию демократии, т.к. в ее основе лежало рабство, дискриминация
женщин и др. слоев населения.
С точки зрения истории права
наиболее древними источниками античного права являются законы Драконта (конец VII
в. до н.э.), регулирующие государственное устройство Афин, преступления и
наказания и т. д. Содержанием этих законов являлось обобщение юридической
практики, сложившейся со времен Гомера. Поэтому в них еще нет многих элементов
юридической техники, присущей поздней эпохе античного права.
В процессе развития античного
общества начинают сформировываться классические правовые системы, которые были
связаны со становлением и развитием государства, права и нашли свое выражение в
реформах Солона. Он установил равенство перед законом (isonomia) и
народный суд (heliaia) как основу для развития демократических институтов.
В
противоположность Афинам в Спарте установилась военно-аристократическая
республика, в которой искусственно сдерживалось развитие частной собственности,
жестко регламентировалась частная жизнь народа с целью подавления покоренных
илотов. Основателем спартанских порядков считался Ликург, создатель ретр –
основных ее законов.
Античное государство не
сохранило письменных источников права, поэтому их можно изучать по рассказам
древних писателей: Аристотеля – «Афинская полития», Плутарха – «Сравнительные
жизнеописания», Динара и Эсхина – «О законах, касающихся статуса должностных
лиц» и др.
Далее даны тесты для
закрепления материала и самопроверки:
1.
Демосфен утверждал, что каждый
гражданин при демократии должен быть
наделен в равной мере:
а) землей;
б) правами;
в) рабами;
г) свободой.
2.
Законы, по мнению
афинян, должны учреждаться:
а) богами;
б) архонтами;
в)
народом
г)
судом.
3.
Единственная крупная работа в
области законотворчества была создана:
а)
Аристотелем;
б) Периклом;
в) Солоном;
г) Платоном.
4.
Эвпатриды обладали
исключительным правом:
а)
участия в народных собраниях;
б)
закладывать земли за долги;
в)
на занятие общественных
должностей;
г) на устранение от общественных дел.
5. Коллегия
архонтов:
а)
руководила страной;
б)
назначала чиновников;
в)
контролировала (hеliаiа) суд присяжных;
г) руководила строительством судов.
6.
По реформе Солона реальной гарантией возвращение кредита
становится:
а)
имущество должника;
б) личность
должника;
в) семья
должника;
г) род должника.
7. Остракизм
должен был:
а)
предотвратить государственный
переворот;
б) способствовать
судам выносить решения;
в)
контролировать сбор налогов;
г) управлять администрацией.
8.
Основными органами Афинского
государства являлись:
а) сенат, суд,
администрация;
б)
народное собрание, Совет
пятисот, гелиэя;
в)
император, тайный совет,
канцелярия;
г) народное
собрание, Совет четырехсот, жрецы.
9.
В работе народного собрания
могли принимать участие:
а) все население с 20 лет;
б) мужчины с 20 лёт;
в) женщины с 25 лет;
г) женщины и метеки.
10. Солон
разрешил продавать за границу:
а) должников;
б) оливковое масло;
в) свиней;
г) лошадей.
|