Л.А. Мицкевич, А.Ф. Васильева, Н.А. Морозова, Е.Г. Приходько
Административное право
Опорный конспект лекций. Красноярск: СФУ, 2008.
Раздел 1. Введение в административное право
Тема 2. Государственное управление. Исполнительная власть
2. Понятие и характерные черты исполнительной власти
Исторический
экскурс. Бахрах Д.Н. называет эмбрионом исполнительной власти административную
(управленческую) власть, которая появилась как власть вожака (старейшины и
т.д.), развивалась с возникновением государства и концентрировалась в последующем
в одних руках (одновременно законодательствовала и судила). И только со
временем эволюционировала, отделяя от себя законодательную и судебную,
превратившись в демократическом обществе в исполнительную власть, связанную
рамками закона. Но исполнительная власть подчинена закону, а не органам
законодательной власти.
Социальное значение исполнительной власти: приоритет
в организации и ответственность за состояние общества в первую очередь
возлагается на исполнительную власть.
Обоснование – кибернетический подход к социальному
управлению.
И.Л. Бачило отмечает, что кризис в обществе – это
результат неправильно установленного соотношения властей и неправильной организации
государственного управления в широком смысле слова. «Если государство является
эпицентром публичного управления делами общества, то исполнительная власть
является эпицентром практического, организационного влияния государства на
состояние всех сфер общественной жизни».
Понятие
исполнительной власти в учебной литературе раскрывается через перечисление
основных черт, но нигде не предлагается какого-либо определения.
Конституция
РФ не содержит определения. По этому поводу К.С. Бельский высказывает гипотезу
о том, что при написании Конституции у авторов не было четкого представления и
концепции исполнительной власти, а также в книгах по данному вопросу не
содержится самой концепции, а есть только соображения о том, как следует
исследовать данный феномен.
При
определении сущности исполнительной власти в литературе по теории государства и
права и по конституционному праву внимание акцентируется на разделении властей,
на взаимоотношениях ветвей государственной власти, о сущности же говорится, что
ее предназначение – это исполнение законов (то есть, прямо исходя из
буквального толкования названия), указывается также на подзаконный характер
деятельности.
В литературе исследуется
преимущественно системно-структурный аспект – органы, их система, полномочия и
т.д. Этот подход и отражен в Конституции РФ, где в главе об исполнительной
власти закрепляется статус Правительства РФ.
Однако уже в XIX веке государствоведы отмечали недостаточность и слишком
общий характер этого определения, указывая на предметный (управленческий)
характер и многообразие этой деятельности.
К.С. Бельский
предлагает в качестве отправной точки в исследовании данной проблемы
использовать понятие функций как основных, ведущих направлений этого вида
деятельности (то есть отталкиваться от основного содержания деятельности). Он
выделяет две группы функций:
1 группа – это
функции-цели (то есть, для чего государству нужна исполнительная власть);
2 группа – это
функции-направления деятельности и правовые средства их осуществления.
1 группа –
функция охраны общественного порядка и общественной безопасности,
регулятивно-управленческая, защита прав и свобод граждан.
2 группа –
нормотворческая, применение норм права, юрисдикционная.
Этот подход
может быть предметом для обсуждения на семинаре.
Характерные
черты исполнительной власти:
· Исполнительная власть – относительно самостоятельная
ветвь единой государственной власти.
Относительная
самостоятельность может рассматриваться в организационном (как
формируется) и в функциональном аспекте (как функционирует).
Это означает
также, что никакой орган иной ветви власти не вправе принимать на себя функции
и полномочия исполнительной власти, а орган исполнительной власти не вправе
передавать их другому.
· Исполнительная власть – вид государственной
власти.
Это означает:
- акты обязательны для всех;
- их исполнение обеспечивается
государственным принуждением;
- осуществляется
уполномоченными субъектами государства;
- в формах, опосредованных
правом и установленных государством.
· Две предыдущие черты
характеризуют положение исполнительной власти в системе государственной власти,
следующая черта характеризует ее главное предназначение (цель, миссия) – это исполнение
(реализация) законов, иных нормативных актов.
Некоторые
авторы называют это качество организационным содержанием деятельности. Для
этого исполнительная власть осуществляет: нормотворчество, применение (исполнение),
принуждение (юрисдикция).
· Универсальный характер
деятельности во времени и в пространстве. Исполнительная власть распространяется
почти на все сферы и уровни общественной жизни. Некоторые авторы называют это
масштабностью деятельности.
· Непрерывность функционирования.
· Предметный характер деятельности
– наличие ресурсов, объектов управления, всего, что требуется для организации
исполнения законов.
· Подзаконный характер.
· Наличие
внутриорганизационной управленческой деятельности.
· Специальные формы и методы
деятельности (процедуры, акты).
· Наличие специального
профессионального аппарата – государственных служащих.
· Содержание исполнительной
власти образует система определенных функций.
Функции
изменяются, как и формы, и методы, в новых условиях – информационное
обеспечение, прогнозирование, программирование, создание инфраструктуры,
контроль и надзор и т.д.
Прогнозирование
– научное предвидение изменений в развитии каких-либо событий, процессов на
основе полученных данных.
Планирование –
определение направлений, целей, пропорций, темпов и конкретных количественных и
качественных показателей развития тех или иных процессов.
Организация –
формирование управляющей и управляемой системы, упорядочение структуры,
определение строения чего-либо, взаимодействия и связи частей.
Регулирование
– установление режима какой-либо деятельности без прямого влияния на ее
содержание.
Руководство –
определение общего направления поведения объектов, постановка целей.
Оперативное
распорядительство – издание ненормативных распоряжений, влияющих на оперативную
деятельность управляемых объектов.
Координация –
согласование деятельности различных объектов.
Контроль –
установление соответствия или несоответствия фактического состояния объекта
заданному.
Учет – выработка
и фиксация выраженных в количественной форме данных о деятельности объекта.
|