Л.А. Мицкевич, А.Ф. Васильева, Н.А. Морозова, Е.Г. Приходько
Административное право
Опорный конспект лекций. Красноярск: СФУ, 2008.
Раздел 1. Введение в административное право
Тема 2. Государственное управление. Исполнительная власть
3. Основные направления совершенствования государственного управления в РФ. Административная реформа
Б.П.
Курашвили писал: «Если бы на определение государственного управления было
отпущено всего одно слово, следовало бы сказать, что это – сотрудничество».
Все имеющиеся
определения исходят (и исходили) из ключевого слова – воздействие,
впервые автор предложил говорить об управлении как о взаимодействии
субъекта и объекта управления.
В мире
существует две основные тенденции развития государственного
управления – децентрализация и деконцентрация властных полномочий.
Один из министров Франции в 70-х гг. сказал, что
децентрализация способна заменить анонимные иерархические отношения личным, прямым
и ответственным диалогом.
Деконцентрация
– передача полномочий на низшие уровни государственного аппарата. Децентрализация
- передача государственных полномочий
негосударственным формам организации публичной жизни.
Переход от командного
управления к стимуляционному, от авторитарного – к демократическому, от
непосредственного управления – к общему руководству, от чрезвычайного
(экстраординарного) – к нормальному (ординарному).
Современные
негативные тенденции – коммерциализация власти, некритичный переход от
концепции публичного интереса и публичной власти к концепции публичных услуг.
Административная
реформа. Концепция административной реформы, одобренная распоряжением
Правительства РФ от 25 октября 2005 г. содержит перечень основных проблем в
современном государственном управлении:
- разветвленная сеть государственных учреждений, осуществляющих переданные
им государственно-властные функции и полномочия в виде так называемых «услуг»
за определенную плату;
- недостаточная эффективность публичного управления;
- низкое качество предоставляемых гражданам публичных услуг;
- избыточные функции государственных органов;
- чрезмерные полномочия органов и должностных лиц
государственной публичной власти;
- избыточный управленческий (бюрократический) аппарат в сочетании с
недостаточным уровнем профессионализма служащих;
- дефицит управленческих кадров, обладающих соответствующим современным
требованиям уровнем подготовки (профессиональной и социальной компетентностью),
«кадровый голод»;
- сохранение и воссоздание административных методов командного управления
в отношениях с гражданами и коммерческими структурами.
Выводы:
неэффективное публичное управление в современной России тормозит развитие всех
сфер – экономики, образования и науки, сферы социальных услуг, препятствует
реальному осуществлению государственных реформ.
Цель административной реформы – создание системы
прогрессивного и эффективного публичного управления в стране для обеспечения
процессов экономического и социального развития.
Задачи административной реформы:
- обеспечение в соответствии с конституционными положениями единства исполнительной
власти;
- сокращение властных полномочий государственных органов относительно
граждан и юридических лиц;
- оптимизация функций органов исполнительной власти (сокращение количества
функций, сокращение дублирующих функций),
- избавление государства в целом от избыточных функций;
- оптимизация (включая сокращение количества) системы органов исполнительной
власти;
- сокращение управленческого аппарата;
- переход ряда функций (включая правовое регулирование, принятие правил и
стандартов, контроль за их исполнением, учет) к негосударственным, в том числе,
саморегулируемым организациям;
- реформа государственной службы в целях повышения эффективности деятельности
управленческих кадров;
- совершенствование правового регулирования (включая нормативную регламентацию)
служебной деятельности.
Организационно-правовое обеспечение реформы:
- концепция административной реформы;
- положение о правительственной комиссии по проведению административной
реформы;
- указы Президента о системе и структуре федеральных органов исполнительной
власти;
- проекты федеральных законов, направленных на обеспечение единства
системы исполнительной власти в России;
- положения о федеральных органах исполнительной власти;
- законодательство субъектов РФ об органах исполнительной власти;
- законодательство об административных процедурах;
- концепция реформы государственной службы;
- новое законодательство о государственной службе;
- административные и должностные регламенты;
- должностные инструкции и положения.
|