Л.А. Мицкевич, А.Ф. Васильева, Н.А. Морозова, Е.Г. Приходько
Административное право
Опорный конспект лекций. Красноярск: СФУ, 2008.
Раздел 1. Введение в административное право
Тема 3. Предмет и метод административного права. Административные правовые нормы и отношения
2. Административные правовые нормы
Понятие
нормы административного права. Вопрос о нормах административного права
кратко освещается на лекции и выносится на специальное рассмотрение на
семинарских занятиях, поскольку достаточно подробно изучался в курсе теории
права. Нормы административного права обладают общими для всех норм права
чертами, но есть и особенные (присущие только им), характерные черты.
Норма
права – это общеобязательное формально-определенное правило поведения,
установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и
опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных
отношений путем определения прав и обязанностей его участников, соблюдение
которого гарантируется различными средствами (организационными, разъяснительными,
стимулирующими), а также обеспечивается мерами юридического принуждения.
Норма
административного права – это норма права, которая имеет особую сферу
применения – государственное управление. Таким образом, вновь возникает вопрос
о об определении государственного управления.
Норма административного права
содержит юридически-обязательные правила поведения обеих сторон
государственно-управленческого отношения (как субъектов, так и объектов
управляющего воздействия), то есть, носителей государственно-властных полномочий
и субъектов, вступающих с ними в отношения: граждан, организаций всякого рода,
служащих, органов местного самоуправления и др.
Характерные черты
административных норм:
1. Характер
предписаний нормы.
Традиционный
подход: норма административного права своим содержанием обязана
властно-организующему характеру управленческих отношений, в большинстве своем
нормы эти – нормы императивные, содержащие властные, обязательные
предписания должного поведения, их обязательность обеспечивается с помощью
официальных мер юридического принуждения.
Императивность
норм может быть выражена в трёх основных формах:
- в виде
прямого предписания, обзывающего поступить определенным образом;
- в виде
выбора одного из вариантов поведения;
- в виде
возможности поступать по своему усмотрению, но в пределах границ поведения,
установленных нормой.
Современный
подход: императивность присуща любым правовым нормам, предписывающим
обязательное поведение, а не только административно-правовым.
Нормы
административного права не являются преимущественно императивными, они все в
большей степени содержат дозволения, поскольку государственное управление
изменяется от государственно-властного и обязывающего (принудительного) к
позитивному (предоставляющему блага и услуги).
2.
Характер санкций.
Меры
принуждения к исполнению предписаний правовых норм у административного права –
свои собственные, то есть нормы административного права осуществляют
регулятивную и охранительную функции, при этом охраняют как себя, так и нормы
других отраслей права.
Следующая
особенность – нормы административного права устанавливаются как
законодательной, так и исполнительной властью. Речь идет об административном
правотворчестве, которое необходимо для правоприменения (правоисполнения).
3.
Структура нормы
Особенности
структуры норм административного права наиболее подробно охарактеризованы А.П.
Кореневым.
Гипотеза в
большинстве норм не формулируется, а презюмируется. Если же гипотеза
формулируется, то может быть абсолютно-определенной, относительно-определенной
и неопределенной.
Диспозиция –
всегда предполагает неразрывность прав и обязанностей, в ней излагаются права и
обязанности, запреты и ограничения. Диспозиция также может быть
абсолютно-определенной, относительно-определенной и неопределенной.
А.П. Коренев
выделяет также в качестве самостоятельного такой элемент структуры как
поощрение. Другие ученые считают, что следует выделять поощрительную санкцию.
А.П. Коренев
считает, что санкция – установление последствий нарушения нормы, то есть автор
связывает санкцию только с правонарушением. Иные меры административного
воздействия не относит к санкциям. Санкции – пресекательные, восстановительные,
карательные, карательно-восстановительные.
Санкции
формулируются отдельно в кодексе, диспозиции формулируются в различных актах.
Иерархичность норм
административного права:
- конституционные нормы;
- нормы конституционных
законов;
- нормы федеральных законов;
- федеральные подзаконные
нормы, право на установление которых предоставлено действующим
законодательством субъектам исполнительной власти (они имеют производный или
вторичный характер);
- нормы законов субъектов Федерации,
- нормы актов органов
исполнительной власти субъектов Федерации.
Виды норм административного права можно устанавливать по различным критериям.
Можно
выделить нормы материальные и процессуальные, первые устанавливают
комплекс прав и обязанностей, вторые – порядок их реализации.
Можно
выделить процессуально-юрисдикционные (негативные) и административно-
процедурные (позитивные) нормы.
В зависимости от юридического
содержания выделяют обязывающие (предписывающие), запрещающие и
уполномочивающие или дозволительные (диспозитивные) нормы.
Выделяют
также стимулирующие (поощрительные) и рекомендательные нормы.
Формы реализации норм:
исполнение, применение, соблюдение и использование.
|