Л.А. Мицкевич, А.Ф. Васильева, Н.А. Морозова, Е.Г. Приходько
Административное право
Опорный конспект лекций. Красноярск: СФУ, 2008.
Раздел 1. Введение в административное право
Тема 3. Предмет и метод административного права. Административные правовые нормы и отношения
1. Предмет и метод административного права
В настоящем
курсе административного права изучение предмета началось с рассмотрения понятий
управления, государственного управления и исполнительной власти. Это
ключевые понятия для административного права как отрасли законодательства,
регулирующей государственно-управленческие отношения.
Исторический
экскурс. Административное право (первоначально как административная наука)
появилось в западноевропейских странах в эпоху промышленных революций, когда в
качестве относительно самостоятельной ветви государственной власти стала возникать
исполнительная власть, и появилось правовое регулирование
государственно-управленческой деятельности. Родиной административного права
считаются Франция и Германия (административная наука Франции дала центральное
понятие – государственное управление, отсюда основной подход – управленческий
или содержательный). Самое большое влияние на становление российского
административного права оказала наука административного права Германии
(основной подход – формально-догматический, или юридический).
Этапы
развития административного права:
Первый этап –
понимание административного права как полицейского права (от греческого
«полис» – в смысле город, управление городом – государством, городской,
общественной жизнью).
Второй этап –
административное право сузилось до «полицейского» понимания права как средства
обеспечения общественного порядка и благоустройства (продолжалось более четырех
столетий).
Третий этап –
вместе с буржуазными революциями вновь появился государственно-управленческий предмет
административного права.
В настоящее
время в отечественной науке обсуждается вопрос о выделении полицейского права
из административного, есть программы и вузы, где это уже осуществлено.
Выводы.
1. Предпосылками
для становления европейского (например, немецкого) административного права в
его современном понимании явились исторические процессы:
а) разделение
властей и связанная с этим необходимость правового разграничения их
компетенции;
б) признание
и правовое закрепление основных прав и свобод граждан, потребовавшее правового
ограничения вмешательства государства в личную и имущественную сторону жизни
граждан;
в) введение в
правовые рамки деятельности администрации, включая внутреннее управление;
г) создание
административных судов для разрешения административных споров.
2. Первоначально
административное право развивалось в рамках административной науки. Изучение
истории становления административного права как социального явления выступает в
качестве необходимого условия квалифицированной подготовки юристов, а также
является основой для правильного определения тенденций развития самого
государственного управления.
3. Роль
современного административного права чрезвычайно велика и будет возрастать,
поскольку понимание государственного управления в позитивном смысле как
осуществляющего задачи социального государства позволяет охарактеризовать это
государство именно как управленческое (управляющее, административное).
4. Административное
право в целом – сравнительно молодая отрасль права, а современное
российское административное право стало интенсивно развиваться только в
последние 5-7 лет. Этим объясняется, в
значительной мере, дискуссионный характер предмета и системы отрасли.
Дискуссии.
Современное понимание предмета и системы в отечественном
административном праве является в настоящее время дискуссионным.
Одни учебники
излагают этот вопрос традиционно (Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М.),
другие вводят новую систему административного права (Старилов Ю.Н., Бахрах
Д.Н.), предлагая новый объем предмета – шире или, наоборот, уже, чем
традиционный объем. Например, добавляя в Особенную часть административное
судопроизводство, или исключая Особенную часть административного права.
Подробно освещен данный вопрос в работе Бельского К.С. «Феноменология
административного права», а также в учебниках Ю.А. Тихомирова, Ю.Н. Старилова и
в статье Д.Н. Бахраха.
Сущность
дискуссии об объеме предмета административного права состоит в том, каковы
пределы понятия государственного управления – относится ли сюда только
деятельность исполнительной власти или это понятие более широкое, и
государственное управление осуществляют и другие субъекты.
Сторонниками
более широкого понимания предмета (шире, чем просто организация и деятельность
исполнительной власти) являются:
1. А.П.
Алехин. А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов (кроме исполнительной власти
государственное управление осуществляют общественные организации при
делегировании полномочий, администрация государственный организаций, исполнительные
органы местного самоуправления);
2 Бахрах
Д.Н., Старилов Ю.Н. (кроме исполнительной власти государственное управление
осуществляют суды, рассматривая дела об административных правонарушениях, и
суды при осуществлении контроля за законностью актов государственного
управления); добавляется главный признак – это деятельность органов по
осуществлению публичного интереса;
3 Бельский
К.С., Попов Л.Л., Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. (кроме исполнительной власти
к государственному управлению относится внутриорганизационная деятельность в
иных органах государства, а именно, в законодательных и судебных органах).
Категорически возражают Н.М. Конин, В.М. Манохин, выступая против отнесения
этой деятельности к предмету административного права.
Выводы:
1. В науке не
оспаривается, что предмет административного права представляет собой систему
общественных отношений, регулируемых административными правовыми нормами.
2.
Разногласия связаны с тем, какие именно государственно-управленческие отношения
относятся к предмету. Не оспаривается, что предмет отрасли составляют отношения
по организации и деятельности исполнительной власти.
3.
Дискутируется объем понятия государственного управления (входит ли в него
деятельность других субъектов, кроме органов исполнительной власти).
4. Предложения ученых по
составу предмета административного права:
а) общественные
отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти,
осуществления государственного управления на всех иерархических уровнях;
б) внутриорганизационные
отношения во всех других государственных органах;
в) деятельность
судов по рассмотрению дел об административных правонарушениях;
г) общественные
отношения, возникающие в деятельности общественных объединений, которым
государство передало некоторые свои государственно-властные полномочия;
д) общественные
отношения, возникающие в процессе деятельности органов местного самоуправления.
Метод отрасли
административного права характеризуется как способ регулирующего
воздействия на общественные отношения.
Классический,
или традиционный, подход в теории. Большинство авторов учебной и иной
литературы считают, что особенности метода административного права состоят в
следующем:
1. императивность
(обязательность выполнения установленных законом правил, норм, стандартов,
требований, запретов и иных предписаний);
2. иерархичность
(неравенство) положения одной стороны относительно другой стороны
правоотношения;
3. неравенство
воль сторон (метод одностороннего властвования).
Таким образом,
метод административного права – это метод власти-подчинения.
Современный
подход: существуют универсальные методы правового регулирования (предписание,
дозволение, запрет), от их сочетания, от удельного веса того или иного способа
зависит метод той или иной отрасли права (гражданско-правовой,
административно-правовой). В современном административном праве преобладают предписания
и запреты, однако имеет место и нарастает метод дозволения.
Выводы:
1. Следует
различать понятия «метод административно-правового регулирования как метод
административного права», в котором объединяются универсальные методы
правового регулирования (предписания, дозволения, запреты) и метод
управленческого воздействия одной стороны административного правоотношения на
другую (метод власти-подчинения, метод юридического неравенства
сторон).
2. Современное
административное право применяет не только обязывания и запреты, но и в
значительной мере использует дозволение.
|