Л.А. Мицкевич, А.Ф. Васильева, Н.А. Морозова, Е.Г. Приходько
Административное право
Опорный конспект лекций. Красноярск: СФУ, 2008.
Раздел 3. Органы исполнительной власти
Тема 7. Органы исполнительной власти
2. Административно-правовой статус органов исполнительной власти
Правовой статус органов (правовое положение).
Следует различать общий правовой статус и административно-правовой
статус.
Схема общего правового статуса:
- органом какого государства является,
- к какому виду органов относится по
основному содержанию своей деятельности,
- кто его учреждает, образует,
формирует личный состав,
- кому орган подчинен (подотчетен,
подконтролен), кто может отменять, изменять, приостанавливать его акты,
- кто ему подчинен,
- какова юридическая сила его
актов, их официальное наименование,
- какими государственными
символами орган может пользоваться,
- каковы источники финансирования,
- обладает ли орган правами юридического
лица.
Административно-правовой статус органов
исполнительной власти характеризует их положение в системе исполнительной
власти при осуществлении государственного управления. Статус органа
исполнительной власти определяется его конкретным назначением, местом и ролью в
системе управления.
Административно-правовой статус закреплен в Конституции РФ,
законах и в нормативных актах (как правило, положениях об органах).
Органы обладают административной правосубъектностью (правоспособность
и дееспособность у органов сливается). Правосубъектность частично совпадает с
компетенцией, частично выходит за ее пределы, поскольку, во-первых, орган в
административных правоотношениях может выступать как субъект или как объект
государственного управления, во-вторых, не все функции реализуются через государственно-властные
полномочия (например, через предоставление услуг).
Правовое регулирование не завершено. Отсутствует федеральный
закон о системе органов исполнительной власти, о федеральных органах исполнительной
власти.
|