Л.А. Мицкевич, А.Ф. Васильева, Н.А. Морозова, Е.Г. Приходько
Административное право
Опорный конспект лекций. Красноярск: СФУ, 2008.
Раздел 3. Органы исполнительной власти
Тема 7. Органы исполнительной власти
3. Классификация органов исполнительной власти. Факторы, влияющие на построение системы органов
Виды органов исполнительной власти (классификация). Различные критерии классификации:
- территориальный масштаб деятельности – федеральные,
краевые, областные, республиканские (ранее -
центральные и местные) – это территориальные органы. Межтерриториальные органы
органы военного управления, по федеральным округам, по отдельным проблемам,
- в зависимости от порядка образования - избираемые, назначаемые, формируемые,
- в зависимости от правового регулирования порядка
образования – образуемые в соответствии с Конституцией РФ, конституциями и
уставами субъектов РФ, или в соответствии с текущим законодательством (имеет значение
для категорий должностей государственной службы),
- в зависимости от объема и характера компетенции - традиционно по этим критериям разграничивали
министерства, иные органы (госкомитеты, комитеты и т.д.). В настоящее время это
осталось в теории, на практике нормативно-правовым регулированием занимаются
министерства, контролем и надзором – службы, предоставлением публичных услуг –
агентства, всеми этими функциями по узкому вопросу - комитеты. В теории – органы общей, отраслевой, межотраслевой
и специальной компетенции.
- По предметной (отраслевой) направленности
компетенции – органы в области экономики, социально—культурной и административной
сфере,
- по порядку разрешения подведомственных
вопросов выделяют коллегиальные и единоначальные (сочетание),
- по источнику финансирования (федеральный,
краевой бюджет). Это существенно для практики.
Система органов исполнительной власти. Соотношение понятий - система и классификация органов.
Различный смысл терминов «система» и «структура» в литературе и в законодательстве.
Интегративные свойства системы -
появление новых организационных взаимосвязей между органами.
Формы связей:
распорядительство одного органа в отношении другого (акты могут быть
обязательны для другого органа и при отсутствии подчиненности, обязательность
актов может дополняться подотчетностью) подчиненность - субъект образует (назначает) объект, формирует состав, утверждает
структуру и штатное расписание, утверждает положение о нем, поощряет,
наказывает, отменяет, изменяет акты, реорганизует, упраздняет (увольняет).
Таким образом, можно по элементам определить полную организационную
подчиненность и можно выяснить подлинный характер взаимоотношений при
завуалированном правовом регулировании.
- подконтрольность - возможность осуществлять
проверки и вмешиваться в оперативную
деятельность,
- подчиненность,
- координация -
2 вида – властная (согласование действий других) и горизонтальная –
(согласование действий своих и других).
- подотчетность – обязанность представлять отчеты. Но возникают вопросы
на практике, в теории нет специальных исследований, есть также термины
«подведомственность» и «курирование».
Факторы, влияющие на построение системы органов:
1. Федеративное устройство РФ: федеральные органы и органы
субъектов. Элементы проявления принципа федерализма: 1) соотношение полномочий
и предметов ведения; 2) соотношение актов; 3) договор как форма отношений.
2. Административно-территориальное устройство.
3. Технико-экономические факторы, например,
структура экономики, социальной сферы. Деление на отрасли, влияет непосредственно
и опосредованно (министерства и службы)
4. Социально-политические факторы.
5. Сочетание централизации и децентрализации. Децентрализация
- закрепление за органом полномочий,
осуществляемых самостоятельно без вмешательства вышестоящих органов. Особая
разновидность децентрализации -
делегирование полномочий (федерация – субъекту РФ, субъект РФ – местному
самоуправлению). Деконцентрация (передача на нижестоящий уровень)
полномочий предполагает создание территориального органа (или иного, но
нижестоящего по отношению к наделяющему), а также наделение этого органа собственной
компетенцией, в которую и войдут бывшие полномочия вышестоящего органа.
Принципы организации и деятельности органов
исполнительной власти:
а) отраслевой,
б) территориальный,
в) линейный,
г) функциональный.
Принципы принятия решений:
а) единоначальный,
б) коллегиальный,
в) принцип сочетания коллегиальности и единоначалия.
Система органов исполнительной власти в РФ
включает федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти
субъектов РФ.
1.Федеральные органы исполнительной власти:
- Правительство РФ, федеральные министерства,
- федеральные службы, федеральные агентства.
В последнее время учреждено несколько государственных комитетов
со специальным характером компетенции.
2. Органы исполнительной власти субъектов РФ.
На этом же уровне -
территориальные органы федеральных органов исполнительной власти. Органы,
создаваемые органами исполнительной власти субъектов РФ.
3. На уровне муниципальных образований - местные органы федеральных органов и
органов субъектов РФ.
|