Л.А. Мицкевич, А.Ф. Васильева, Н.А. Морозова, Е.Г. Приходько
Административное право
Опорный конспект лекций. Красноярск: СФУ, 2008.
Раздел 5. Функции, формы и методы государственного управления
Тема 9. Содержание, методы и формы государственного управления
3. Понятие и виды методов государственно-управленческой деятельности
Следующий
элемент управленческой цепочки – это методы государственного управления. Под
методами деятельности обычно понимают способы или средства достижения поставленных
целей, решения возникающих задач.
Понятие методов. Слово «метод» происходит от греческого methodos и означает «путь к чему-либо». Методы
государственного управления показывают, как, каким образом государство решает
стоящие перед ним задачи в области государственного управления и как, каким
образом реализуются функции. Методы – конкретные способы реализации функций.
Цели определяют задачи, задачи определяют функции, функции определяют методы
управления.
В целом же методы управления – это способы подчинения воли подвластных
воле управляющего субъекта. Но поскольку само социальное управление – это
скорее взаимодействие, следовательно, методы -
это способы взаимодействия, взаимоотношений субъекта управления и объекта управления.
Для успешного управления органы должны быть организованы определенным
образом. Отсюда методы управления – это методы организации и методы
деятельности органов.
Характерные
черты методов государственного управления:
- сфера применения – государственное управление в узком смысле;
- применяются в процессе государственно-властной деятельности;
- формируются по воле государства;
- субъект, применяющий методы – государственно-властный субъект;
- в отношении кого применяются – объект управления, адресат;
- в методах выражаются связи между субъектом и объектом государственного
управления;
- выражаются преимущественно в юридической форме управленческой
деятельности;
- методы принудительные детально регламентированы правом.
Критерии выбора того или иного метода управления органом государства:
- учет эффективности метода;
- учет допустимости метода с точки зрения этической или социально-политической.
Значение методов управления – они являются элементом управленческой
культуры, которая, в свою очередь, является элементом общей культуры. Стиль
управления – совокупность приемов, методов, применяемых тем или иным
субъектом управления.
Классификация методов государственного управления. Методы можно
разделить общие, используемые при выполнении всех или почти всех функций
управления, и специальные, применяемые при осуществлении отдельных
функций или на отдельных стадиях управленческого процесса (например, методы
принятия управленческого решения или методы сбора и обработки информации).
Универсальные методы государственного управления – убеждение и
принуждение. Метод убеждения состоит в применении различных средств: разъяснения,
предупреждения, организации, воспитания, информирования, пропаганды, поощрения
и т.д. Этот метод – понятие, в первую очередь, не столько правовое, сколько
организационное, т.е. комплекс мероприятий, побуждающих объект управления добровольно
выполнить управленческую команду субъекта управления.
Классификация
по степени и характеру воздействия на управляемые системы позволяет выделить
следующие методы: регулирование, общее руководство, непосредственное
воздействие. Иногда управление в целом отождествляется с непосредственным
воздействием. Это негативное явление.
По масштабу организационной деятельности выделяют методы:
- внутриорганизационные (в пределах одного органа);
- внутриведомственные (в системе органа и подведомственных ему
структур);
- методы взаимодействия органа с другими государственными органами;
- внешненаправленные методы (методы взаимоотношений органа с гражданами
и их объединениями).
Методы могут быть поделены в зависимости от целей на стратегические,
тактические, оперативные.
По механизму воздействия выделяют методы прямого и косвенного
воздействия (иногда их называют административные и экономические методы). Это
не совсем корректно. Лучше говорить о методах командного и стимуляционного
управления (Б.П. Курашвили).
Отличие – командное управление предполагает обязательность исполнения
команды, ха неисполнение – наказание. Стимуляционное управление предполагает
установление стимула, поощрения за исполнение команды, необязательный характер
и отсутствие наказания за неисполнение.
Другие авторы называют их императивными и диспозитивными И.Л. Бачило).
Современные
методы управления – программно-целевой или метод организационного
проектирования, метод моделирования и метод экономико-правового
экспериментирования.
|