Л.А. Мицкевич, А.Ф. Васильева, Н.А. Морозова, Е.Г. Приходько
Административное право
Опорный конспект лекций. Красноярск: СФУ, 2008.
Раздел 5. Функции, формы и методы государственного управления
Тема 9. Содержание, методы и формы государственного управления
4. Формы управленческой деятельности, их классификация
Функции характеризуют
содержание государственного управления, методы – способы их реализации, а формы
- это способы внешнего выражения
содержания. Форма – это способ существования, внешнего выражения содержания, в
которой находят жизнь функции и методы.
Понятие формы управления
Форма государственно-управленческой деятельности - это ее практическое выражение в конкретных действиях органов исполнительной
власти и других субъектов управления.
Выбор форм управления осуществляется органами не
произвольно, а в соответствии с определенными закономерностями. Выбор этих форм
зависит от тех юридических установлений, с помощью которых государство регламентирует
деятельность органов.
Критерии выбора:
- форма должна соответствовать целям и функциям органа
исполнительной власти;
- форма должна соответствовать характеру и содержанию
разрешаемого вопроса;
- форма должна соответствовать особенностям объекта
управления;
- форма должна соответствовать целям данного
управленческого воздействия.
Критериями выбора являются также целесообразность,
эффективность и допустимость форм государственного управления.
Классификация форм государственно-управленческой
деятельности. Традиционно выделяют
следующие виды форм:
- установление
норм права или принятие нормативных актов;
- применение норм права, или издание индивидуальных
актов;
- осуществление организационных мероприятий;
- осуществление материально-технических операций.
Первые две формы – правовые, две другие – неправовые
(не влекущие правовых последствий).
Другие учебники выделяют также иные формы:
- заключение договоров;
- представление предусмотренных законодательством
отчетов;
- совершение иных юридически значимых действий (представление
справок, совершение нотариальных действий).
Вопрос об отнесении заключения договоров к формам
государственного управления является дискуссионным. Во-первых, заключение
гражданско-правовых договоров относится к формам деятельности органов исполнительной
власти, но не является управленческой формой. Во-вторых, заключение
публично-правовых и, в частности, административных договоров является
дискуссионным. В лекционном режиме будут освещены акты управления и административные
договоры.
Б.М. Лазарев предложил собственную классификацию форм
государственно-управленческой деятельности:
1 Структурные формы (организационное оформление
системы исполнительной власти). Организационная структура – одна из разновидностей
формы всякой целостной системы, внутренняя организация ее содержания.
2. Процессуальные формы государственного управления –
деятельность органов исполнительной власти протекает по определенной процедуре,
т.е., в процессуальных формах.
3. Внешняя форма – издание актов (нормативных и
индивидуальных), общественно-организационные действия;
материально-технические операции, заключение
договоров.
По мнению Б.М. Лазарева нецелесообразно разделять
издание актов на две формы, главное – осуществляется государственное управление
с изданием актов или без этих правовых последствий.
|