Л.А. Мицкевич, А.Ф. Васильева, Н.А. Морозова, Е.Г. Приходько
Административное право
Опорный конспект лекций. Красноярск: СФУ, 2008.
Раздел 5. Функции, формы и методы государственного управления
Тема 10. Правовые акты государственного управления
4. Требования, предъявляемые к актам государственного управления
Требования
могут быть предъявлены:
1. К содержанию акта:
а) в смысле содержания
управленческого решения;
б) требование соответствия
законодательству.
2. К
форме акта.
3. К процедуре принятия организационно-технические требования.
Выделяют
общие требования ко всем актам и специальные требования к отдельным актам
(например, протокол об административном правонарушении).
Общие требования законности
включают в себя следующие условия - каждый акт должен быть издан
полномочным органом, должен
соответствовать всей иерархии актов, должен соответствовать цели закона, в тех
формах, которые предусмотрены для данного вида актов, принят в должной процедуре.
Некоторые
авторы полагают, что акты управления не могут называться законодательством, поэтому неправильно
называть издание «Собрание
законодательства РФ».
Полномочность органа
означает ответ на вопросы:
- данный акт принят по
вопросу, отнесенному к его ведению,
- он
вообще имеет право принимать акты,
- акт
издан в пределах,
предоставленных органу.
Специальные требования -
срок, согласование, последующее утверждение,
регистрация, опубликование.
При
несоблюдении требований возможны следующие последствия: отмена, изменение,
приостановление, обжалование, опротестование признание недействующим. Постановление Пленума Верховного
Суда РФ от 24 апреля 2002 г. посвящено этому вопросу.
Не
соответствующие требованиям акты могут быть ничтожными и оспоримыми.
Юридическая ничтожность (незаконность) первых очевидна, незаконность вторых
должна быть официально установлена. В
административном праве считается признанной презумпция законности акта, то есть он действует, пока не отменен. Но бремя
доказывания может распределяться по-разному. В Законе об обжаловании в суд
действий и решений, нарушающих права граждан (от 27 апреля 1993 г.), а также в ГПК РФ установлено, что гражданин не должен доказывать
незаконность обжалуемого акта, это орган должен доказывать законность акта.
|