Л.А. Мицкевич, А.Ф. Васильева, Н.А. Морозова, Е.Г. Приходько
Административное право
Опорный конспект лекций. Красноярск: СФУ, 2008.
Раздел 5. Функции, формы и методы государственного управления
Тема 11. Обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении
1. Способы обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти
Существует особая система
государственных органов, на которые возложена
обязанность по поддержанию и укреплению законности в деятельности органов исполнительной власти.
Применяемые ими различные правовые и организационные формы и методы
деятельности, практические приемы, операции
обобщенно называются способами обеспечения законности. В то же время все органы исполнительной власти и должностные лица
должны обеспечивать соблюдение законности в своей деятельности.
К основным
способам обеспечения законности относят контроль и надзор (иногда объединяют –
контрольно-надзорную деятельность).
Весьма
своеобразную систему средств обеспечения законности (или специальных гарантий)
выстраивает Д.Н. Бахрах. Он считает, что все авторы говорят не о способах, а о
формах одного способа обеспечения законности – государственного контроля.
Иногда к
способам обеспечения законности относят контроль, надзор и проверку исполнения.
Иногда – также жалобы граждан.
Обобщенно
контроль - это система
наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров. В теории управления контроль понимается не только как способ обеспечения
законности, но и как функция управленческой деятельности и как стадия управленческого процесса.
Сущность контроля за
деятельностью органов исполнительной власти заключается в том, что
уполномоченные на то государственные органы, (законодательной, исполнительной, судебной власти) и
общественные организации,
используя организационно-правовые способы и средства, выясняют, не допущены ли в
деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц какие-либо нарушения законности, и
если таковые имеются, то
своевременно их устраняют, восстанавливают нарушенные при этом права, привлекают виновных к
ответственности, принимают меры по предотвращению нарушений законности.
В литературе отмечается
несколько видов контроля (некоторые называют из способами обеспечения
законности).
По времени
осуществления различают предварительный, текущий и последующий контроль.
Цель
предварительного контроля состоит в предупреждении, профилактике нарушений; текущего - в выяснении состояния законности, в вынесении оценки правильности
совершаемых действий объектами контроля; и последующего - в проверке реального исполнения соответствующих решений, предписаний контролирующих органов.
В зависимости от
объема обследуемой деятельности выделяют общий и специальный контроль. Общий предполагает
обследование целого комплекса
вопросов деятельности подконтрольного объекта, специальный контроль состоит в осуществлении
проверки деятельности подконтрольного объекта за определенными видами или по четко определенному
вопросу.
По
форме проверки контроль бывает фактическим, когда проверяется деятельность контролируемого, и документальным,
когда проверяются документы.
Это не
исчерпывающий перечень видов контроля. Так, например, Бахрах Д.Н. выделяет еще профессиональный
(например, аудиторский) и «иерархический»
(вышестоящей инстанции) контроль.
Надзор как способ обеспечения законности в
деятельности органов исполнительной власти
отличается от контроля. Надзор состоит в постоянном, систематическом
наблюдении специальных органов за деятельностью не
подчиненных им органов или лиц с целью
выявления нарушений законности. Различают два вида надзора:
общий надзор прокуратуры и административный надзор органов
исполнительной власти. Различие – прокуратура надзирает извне за деятельностью
органов исполнительной власти, а административный надзор осуществляется
органами исполнительной власти вовне ее системы – за деятельностью граждан и
организаций.
Отличие контроля от
надзора:
1. В
зависимости от объекта контроля. При контроле проверяется как законность, так и целесообразность
деятельности, а при надзоре лишь законность;
2. В
зависимости от отношений между субъектом и объектом. Контроль осуществляется вышестоящими органами, а
надзор - организационно не связанными органами;
3. В
зависимости от последствий проверки. При контроле проверяющий может отменить, изменять
акты и привлекать виновных к ответственности, а при надзоре проверяющий может указать только на нарушение.
4. В
зависимости от возможности оперативного вмешательства. При контроле – субъект
может вмешиваться, при надзоре – нет.
В литературе обсуждается
вопрос о правильной терминологии. Контроль со стороны суда, прокуратуры,
Президента является по данной схеме надзором. Хотя
в литературе и законодательстве обычно речь идет о судебном и президентском контроле.
Представляется, что вышеприведенные разграничения
надзора и контроля относятся к сфере государственного управления, за пределами
административно-правовых категорий данная схема не применяется.
|