Л.А. Мицкевич, А.Ф. Васильева, Н.А. Морозова, Е.Г. Приходько
Административное право
Опорный конспект лекций. Красноярск: СФУ, 2008.
Раздел 5. Функции, формы и методы государственного управления
Тема 11. Обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении
2. Виды контроля и надзора за законностью в деятельности органов исполнительной власти
Виды контроля в зависимости от субъектов:
а) контроль Президента
РФ;
б) контроль органов
законодательной (представительной) власти;
в) контроль органов
исполнительной власти;
г) прокурорский
надзор;
д) судебный контроль;
е) общественный
контроль.
Президентский контроль в сфере государственного управления, в
соответствии со
ст. 80 Конституции РФ, обусловлен конституционным статусом Президента как главы
государства, гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.
Президентский контроль
может осуществляться в двух основных формах: непосредственный контроль Президента и опосредованный
контроль через соответствующие президентские структуры.
В соответствии со ст. 83
Конституции РФ, Президент РФ осуществляет контрольные полномочия при формировании Правительства РФ
и других федеральных органов исполнительной власти, а также при назначении должностных лиц, в частности,
председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров, при формировании Совета Безопасности и Администрации
Президента, назначении высшего командования Вооруженных Сил, а теперь – и при представлении кандидатур
губернаторов законодательным органам субъектов РФ.
Президент РФ имеет
возможность осуществлять постоянный контроль
за законностью актов органов исполнительной власти. Им могут быть в соответствии со ст. 115 ч. З Конституции РФ
отменены постановления и распоряжения
Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным
законам и Указам Президента. В соответствии со ст. 85 ч. 2 Конституции РФ и ст.29 п. 1 Закона «Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной
власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 г. (с изменениями и дополнениями от 29 июля 2000г.) Президент РФ вправе приостанавливать действие акта органа исполнительной власти субъекта
РФ в случае противоречия этого акта Конституции РФ, федеральным законам,
международным обязательствам РФ или
нарушения прав и свобод человека и гражданина
до решения этого вопроса соответствующим судом.
Контроль
через соответствующие структуры может осуществляться, в частности:
а) главным
контрольным управлением Администрации Президента;
б) полномочным
представителем Президента в федеральных округах;
в) Управлением
Администрации Президента по работе с обращениями граждан;
г) Комиссией при
Президенте по правам человека и др.
Парламентский
контроль, так же,
как и президентский, осуществляется в двух формах: непосредственно
и через соответствующие органы.
Конституция
РФ в статьях 102, 103, 106 предоставила Федеральному Собранию РФ возможности
для контроля за федеральными органами исполнительной власти, которые заключаются в следующем:
- участие в назначении председателя Правительства РФ и председателя Центрального Банка;
- рассмотрение
законопроектов, в том числе о бюджете; Заслушивание отчета об исполнении бюджета;
- направление вопросов и депутатских запросов членам Правительства РФ;
- решение
вопроса о доверии Правительству РФ;
- принятие законов и постановлений.
К
органам, через которые осуществляется парламентский контроль, можно отнести:
а) Счетную палату Федерального Собрания
РФ;
б) Уполномоченного по правам человека;
в) различные комитеты и комиссии, которые создаются Федеральным
Собранием РФ.
Контрольные полномочия
законодательных органов субъектов РФ закреплены соответствующими конституциями и уставами.
Так, например, в
соответствии со ст. 29 ч.
2 Устава Красноярского
края, «Законодательное
Собрание края помимо
законотворческой деятельности осуществляет контроль за исполнением законов края администрацией края в пределах и
формах, определенных настоящим Уставом и
принимаемыми на его основе законами края».
Помимо этого,
Законодательное Собрание края:
- по
представлению Губернатора края посредством законовпринимает краевой бюджет, вносит в
него изменения и утверждения, а также утверждает отчет о его исполнении;
-
определяет организацию и порядок деятельности Счетной палаты края;
- направляет Губернатору
края, его заместителям, руководителю органа
администрации края письменные запросы или письменные интерпелляции;
- утверждает
первых заместителей Губернатора края, руководителей органов исполнительной
власти в области экономики и финансов;
- заслушивают
отчет Губернатора края, его заместителей, руководителя органа администрации края о положении
дел в подведомственных им отраслях
и сферах один раз в год.
Контроль органов
исполнительной власти. Функции
контроля могут осуществлять Правительство РФ, федеральные службы (министерства
и федеральные агентства не обладают такими полномочиями, кроме внутриорганизационного
контроля), а также органы исполнительной
власти субъектов РФ.
Контроль органов
исполнительной власти можно разделить на: а) общий (осуществляется органами общей компетенции –Правительством и т.д.); б) специальный
(ранее он назывался надведомственный); в) внутриведомственный (он похож
на общий, но осуществляется не органами общей компетенции, а любыми органами за
подведомственными им объектами)
Общий контроль предполагает обследование целого
комплекса вопросов деятельности
подконтрольных объектов. Его осуществление связано с деятельностью органов исполнительной
власти общей компетенции: Правительства
РФ и высших органов исполнительной власти субъектов РФ. В соответствии со ст. 114 Конституции РФ и ст.ст. 4, 19, 44
ФКЗ «О Правительстве РФ», Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению
законности, прав и свобод граждан и иные
полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами и Указами Президента. Оно в пределах
своей компетенции организует исполнение
законов, Указов Президента и международных договоров, осуществляет систематический контроль за федеральными органами и органами исполнительной
власти субъектов РФ, принимает меры
по устранению нарушений действующего законодательства. Правительств может отменить или приостановить действие актов
федеральных органов исполнительной
власти или внести предложение Президенту РФ о приостановлении действия этих актов в случае их противоречия Конституции РФ, законам, международным
обязательствам РФ или нарушения прав
и свобод человека и гражданина.
Ведомственный
(внутриведомственный) контроль – контроль вышестоящих федеральных органов за подведомственными объектами,
входящими в его систему.
Прокурорский надзор
Сущность
прокурорского надзора состоит в действиях прокуроров по выявлению, пресечению, устранению и предупреждению нарушений законов государственными и общественными образованиями,
так как надзор имеет своей целью
обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиту прав и свобод человека и
гражданина, а также охраняемых
законом интересов государства и общества.
В соответствии со ст.ст. 21, 26 ФЗ от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре РФ» предметом надзора является исполнение законов и соблюдение
прав и свобод человека и гражданина федеральными органами, законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, их
должностными лицами, администрациями негосударственных организаций, а
также соответствие законам издаваемых ими правовых
актов.
Выявив нарушения
действующего законодательства, в соответствии со ст.ст. 24-25 закона «О прокуратуре РФ», прокурор
может применять специальные
меры прокурорского реагирования: протест, представление, постановление, предостережение.
|