А.Н. Симонов
Международное право
Конспект лекций. Таганрог: ИУЭС ЮФУ, 2016.
Лекция 9. Дипломатическое и консульское право
1. Внешняя политика и органы внешних сношений
В широком смысле политика – это сфера
деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, ядром которой
является проблема завоевания, удержания и использования определенной власти
(государственной власти или власти державы на международной арене в той или
иной области международных отношений). В свою очередь государство представляет
собой политическую организацию общества как необходимую форму организации
населения для участия в международном сообществе, для представительства и
защиты его интересов
Внешняя политическая деятельность
государства – это одна из форм общественной деятельности специфического
характера. Она представляет собой совокупность действий определенных органов
государства и отдельных уполномоченных на то лиц по реализации политических
интересов державы, прежде всего, по поводу завоевания, использования и
удержания власти в различных сферах международных отношений.
Однако такая деятельность не может
осуществляться без соблюдения признанных международных норм. Нормы и принципы
международного права, формируясь в процессе дипломатической деятельности,
представляют собой компромисс, являющийся общеприемлемым для всех основных
групп государств. Поэтому по существу они не носят классового характера.
Одним из средств осуществления внешней политики
государства с помощью допустимых по международному праву специальных
дипломатических мероприятий, приемов и методов в международной доктрине принято
называть дипломатией.
В широком значении понятие «дипломатия»
охватывает все средства, при помощи которых государства устанавливают и
поддерживают взаимные отношения, поддерживают контакты друг с другом и
осуществляют политические либо юридические сделки через своих специально
уполномоченных на это агентов. В этом смысле дипломатия может существовать
между государствами, находящимися в состоянии войны или вооруженного конфликта
друг с другом, но это понятие относится скорее к сношениям, будь то с
дружественными или враждебными целями, чем к материальным формам экономического
и военного конфликта.
В узком смысле дипломатия – это искусство ведения
международных переговоров. Рамки и формы дипломатии определяются международным
правом. В то же время дипломатией является инструментом создания и
осуществления норм международного права. В этом состоит диалектическое единство
и взаимодействие внешней политики, дипломатией и международного права в системе
международных отношений.
Международное право формируется с помощью таких
мероприятий и методов дипломатии, как переговоры между государствами, проведение
международных конференций, дипломатическая переписка и так далее.
Государства вступают в сношения друг с другом
посредством особых государственных органов – органов внешних сношений.
Органы внешних сношений по месту их нахождения и деятельности делятся на
внутригосударственные и зарубежные. В свою очередь внутригосударственные
подразделяются по характеру их функций и правовому основанию их существования
на две группы: органы общего политического руководства, выполняющие
общеполитические функции и определенные, как правило, конституциями государств,
и органы, осуществляющие внешние сношения в специальных областях (торговой,
экономической, научной и пр.).
К центральным органам общего политического
руководства страны относятся высшие законодательные (представительные) органы
власти, обычно избираемые населением; глава государства (единоличный или
коллегиальный), который осуществляет высшее представительство данного
государства на международной арене; правительство, осуществляющее общее
руководство внешней политикой государства (и в первую очередь – глава
правительства); министр иностранных дел и центральный аппарат министерства
иностранных дел, которые являются органом правительства по осуществлению
внешней политики.
Сношения этих органов непосредственно с
иностранными центральными органами внешних сношений регулируются как
национальными, так и международными нормами, в основном международными
обычаями. Сношения центральных органов внешних сношений общего политического
руководства с иностранными дипломатическими представительствами в значительно
большей степени регламентируются многосторонними международными конвенциями
(например, Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г.).
Органы внешних сношений за рубежом (зарубежные
органы внешних сношений) принято подразделять на постоянные и временные.
Постоянные – это те органы, которые изо дня в день ведут работу за границей,
представляя интересы своего государства. К ним относятся дипломатические
представительства (посольства, миссии), постоянные представительства при
международных организациях и консульские учреждения. А временные зарубежные
органы внешних сношений – это различные делегации и представители, наблюдатели,
послы по особым поручениям и так далее, выполняющие отдельные поручения государства
в области внешних сношений. К временным органам относятся специальные миссии и
делегации на международных конференциях или в международных органах.
|