А.Н. Симонов
Международное право
Конспект лекций. Таганрог: ИУЭС ЮФУ, 2016.
Лекция 10. Право международной безопасности
4. Реализация права международной безопасности на общемировом уровне
Устав ООН определяет
способы, методы и силы, которые могут применяться в случае угрозы миру,
нарушений мира и актов агрессии для поддержания или восстановления
международного мира и безопасности «не иначе, как в общих интересах» в
исключительных случаях, когда другие меры могут оказаться или уже оказались
недостаточными. Статьей 43 Устава ООН определен порядок предоставления членами
ООН в распоряжение Совета Безопасности необходимых вооруженных сил, помощи,
средств обслуживания на основе особого соглашения или соглашений, заключаемых
Советом с государствами-членами ООН, с последующей их ратификацией по
требованию Совета Безопасности. Устав ООН также устанавливает, что проведение
принудительных действий может иметь место только по решению Совета Безопасности
ООН и только под его руководством.
В соответствии со ст. 39 Устава ООН
Совет Безопасности ООН должен определить, имеет ли он дело с угрозой миру,
нарушением мира или актом агрессии, т. е. действия Совета Безопасности ООН в
области поддержания мира начинаются с квалификации ситуации. Квалификации
Совета Безопасности являются юридической базой для его дальнейших действий по
поддержанию мира. Устав ООН дает право Совету прибегнуть к временным мерам в
соответствии со ст. 40 Устава ООН для того, чтобы предотвратить дальнейшее обострение
ситуации. По общему правилу, к временным мерам относятся прекращение огня,
отвод войск на ранее занимаемые позиции, вывод войск с оккупированной
территории, проведение временной демаркационной линии, создание
демилитаризованной зоны и т.д.
Совет Безопасности ООН вправе принять
меры, не связанные с использованием вооруженных сил (они предусмотрены в ст. 41
Устава). Применение мер с использованием вооруженных сил регулируется ст. 42
Устава ООН, где сказано, что Совет Безопасности ООН уполномочивается предпринять
действия воздушными, морскими или сухопутными силами, если он сочтет, что меры,
предусмотренные в ст. 41 Устава ООН, могут оказаться недостаточными или уже
оказались недостаточными. Это означает, что Совет Безопасности ООН может
предпринять вооруженные операции после осуществления мер по ст. 41 Устава ООН,
одновременно с ними и в качестве первичной меры.
Правом международной безопасности
предусмотрено проведение операций ООН по поддержанию мира двух типов: миссии
военных наблюдателей из невооруженных офицеров – «голубые береты» и силы по
поддержанию мира в составе национальных военных контингентов, вооруженных
легким стрелковым оружием – «голубые каски», хотя в международной практике
имеет место также и использование многонациональных сил вне рамок ООН.
|