А.Н. Симонов
Международное право
Конспект лекций. Таганрог: ИУЭС ЮФУ, 2016.
Лекция 14. Международное воздушное право
2. Основные отраслевые принципы международного воздушного права
К таковым принципам относятся:
принцип исключительного и полного суверенитета государств над их воздушным
пространством, принцип свободы полетов в открытом воздушном пространстве и
принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации.
Принцип исключительного и полного суверенитета государств над
их воздушным пространством.
Настоящий принцип получил закрепление как в международных соглашениях
(например, в ст. 1 Чикагской конвенции 1944 г.), так и в законодательстве различных стран, в частности в Воздушном кодексе Российской Федерации 1997г. В
соответствии с данным принципом государства самостоятельно устанавливают
правовой режим использования своего воздушного пространства.
Воздушное пространство государства может
использоваться для полетов иностранных летательных аппаратов только в
соответствии с разрешительным порядком (разрешение в форме договора о воздушных
сообщениях или разовое разрешение на полет, выдаваемое компетентным
государственным органом). Например, недопустимы полеты в приграничной полосе с
прохождением сверхзвукового барьера, если последствия звукового удара (лавины,
акустические воздействия на строения, памятники архитектуры и т. п.) носят
вредоносный характер на территории соседнего государства. В соответствии с
принципом суверенитета над своим воздушным пространством государства обычно
устанавливают маршруты или трассы полетов и, если необходимо, запретные зоны
для полетов, а также определяют правила радиосвязи и обеспечения безопасности
полетов.
Каждое воздушное судно во время полета и
пребывания в пределах территории какого-либо другого государства обязано строго
соблюдать действующие в этом государстве законы и правила, касающиеся воздушных
сообщений. Иностранное воздушное судно, осуществляющее международные воздушные
сообщения, во время своего пребывания в пределах территории какого-либо
государства подчиняется его юрисдикции. А в отношении транзитного пролета через
международные проливы, перекрываемые территориальными водами, при архипелажном
пролете и в случае наличия специальных соглашений по проливам (например, по
Черноморским) также действуют специальные правила.
Принцип свободы полетов в открытом воздушном
пространстве. К открытому, или международному воздушному пространству,
относится воздушное пространство за пределами территориальных вод прибрежных
государств. Все воздушные суда во время своего пребывания в международном
воздушном пространстве подчиняются юрисдикции только государства своей
регистрации. Однако согласно Чикагской конвенции 1944 г. правила полетов, которые устанавливаются ИКАО в соответствии с данной Конвенцией, действуют
над открытым морем без каких-либо исключений. Все государства должны
придерживаться этих правил и принимать меры к тому, чтобы они строго
соблюдались их воздушными судами во время полетов над открытым морем.
В интересах безопасности полетов, обеспечение
которой в международном воздушном пространстве
значительно сложнее, чем в суверенном воздушном пространстве, сложилась
устойчивая обычно-правовая практика выполнения международных полетов над
открытым морем по согласованным на международной основе маршрутам обслуживания
воздушного движения (ОВД), основные из которых устанавливаются и
пересматриваются на региональных аэронавигационных совещаниях, созываемых в
рамках ИКАО. Однако же имеет место и большое количество полетов за пределами
маршрутов ОВД. В таком случае конкретный маршрут указывается в плане полета,
который сообщается органу, обслуживающему конкретный район воздушного
пространства.
Система правил полетов, действующих в открытом
воздушном пространстве, складывается на основе обобщенных, основных правил,
содержащихся в Приложении 2 к Чикагской конвенции, а также в «Процедурах
аэронавигационного обслуживания – Правилах полетов и обслуживания воздушного
движения» и «Дополнительных региональных процедурах».
Чикагская конвенция 1944 г. и регламенты, содержащиеся в приложениях к ней и других документах ИКАО, не распространяются
на государственные летательные аппараты. В большинстве случаев согласование и
соблюдение правил полетов ИКАО государственными воздушными судами стали
обычно-правовой практикой.
Принцип обеспечения безопасности международной
гражданской авиации. В соответствии с этим принципом государства обязаны
принимать меры по обеспечению технической надежности авиационной техники,
аэропортов, вспомогательных служб и воздушных трасс, а также вести борьбу с
актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.
С этой целью государства в рамках ИКАО
периодически (по мере необходимости) разрабатывают международные регламенты
(правила, стандарты, рекомендации и пр.), которые касаются:
-
годности
воздушных судов к полетам и квалификации летного и технического персонала;
-
регистрации
воздушных судов и бортовой документации;
-
систем связи и
аэронавигационных карт;
-
характеристик
аэропортов и посадочных площадок;
-
правил полетов и
практики управления воздушным движением;
-
всех других
вопросов, касающихся безопасности и эффективности аэронавигации.
В связи со случаями захвата и угона гражданских
воздушных судов, которые угрожают безопасности воздушных сообщений, в ИКАО было
разработано специальное Приложение 17 к Чикагской конвенции «Безопасность.
Защита гражданской авиации от актов незаконного вмешательства», в котором
указывается, что первостепенное значение имеет безопасность пассажиров,
экипажа, наземного персонала и общества в целом. Кроме того, в семидесятых
годах ХХ в. по инициативе и под эгидой ИКАО были разработаны и три
универсальные международные конвенции, направленные на организацию и развитие
сотрудничества государств по борьбе с незаконным вмешательством в деятельность
гражданской авиации: Токийская конвенция о
правонарушениях и некоторых других актах на борту воздушного судна 1963 г., Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г. и Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности
гражданской авиации, 1971 г.
|