А.Н. Симонов
Международное право
Конспект лекций. Таганрог: ИУЭС ЮФУ, 2016.
Лекция 14. Международное воздушное право
3. Правовое регулирование международных воздушных сообщений
Современной широкой практике международных
воздушных сообщений (перевозок) известны в основном следующие коммерческие
права (или «свободы воздуха»), которые отличаются друг от друга объемом
разрешаемой авиапредприятиям коммерческой деятельности:
1) право на транзитный полет без посадки на
территории государства, предоставляющего это право;
2) право транзитного полета с посадкой, но не в
коммерческих целях, то есть без выгрузки или погрузки пассажиров, грузов и
почты (в основном – для заправки топливом);
3) право привозить в иностранное
государство пассажиров, грузы и почту, которые были взяты на борт в государстве
регистрации (национальности) воздушного судна;
4) право увозить из иностранного государства
пассажиров, грузы и почту, которые летят в государство регистрации
(национальности) воздушного судна.
5) право высаживать на территории иностранного
государства пассажиров, выгружать грузы и почту, а равно брать их на борт на
территории такого государства для перевозки из любых третьих стран или в любые
третьи страны.
В Заключительный акт Чикагской конвенции 1944 г. была включена стандартная форма двусторонних соглашений об обмене коммерческими правами в
регулярном международном воздушном сообщении (Чикагская стандартная форма),
предусматривающая взаимное предоставление всех пяти «свобод воздуха».
Кроме этих основных «свобод воздуха» существуют
также право осуществлять перевозку между третьими странами через свою
территорию и право осуществлять перевозки между третьими странами, минуя свою
территорию.
Все указанные виды «свобод воздуха» применяются к
воздушным судам не только государства регистрации, но и
государства-эксплуатанта (арендующего воздушные суда), поскольку последнее
самостоятельно договаривается о коммерческих правах при выполнении воздушных
перевозок на арендованных воздушных судах.
Новой тенденцией в регулировании коммерческих
прав в западноевропейском регионе является закрепление в двусторонних
соглашениях о воздушном сообщении принципа «открытых регулярных маршрутов».
Основной формой разрешений, выдаваемых
правительством России на полеты иностранных воздушных судов в ее воздушном
пространстве, являются двусторонние межправительственные соглашения о воздушном
сообщении России. В этих соглашениях содержатся также положения об условиях
эксплуатации авиалиний с учетом российского законодательства, об открытии на
основе взаимности представительств авиапредприятий обеих стран для выполнения
задач, связанных с обслуживанием воздушных судов и пассажиров, для решения
конкретных вопросов авиационных перевозок.
Коммерческие права авиапредприятий
конкретизируются в заключаемых между ними коммерческих соглашениях. В них
определяются расписания полетов, порядок продажи авиабилетов, тарифы,
предоставление различного рода услуг, включая техническое обслуживание
самолетов. Коммерческие соглашения тесно связаны с практической реализацией
межправительственных двусторонних соглашений о воздушных сообщениях, и поэтому
их разработка и заключение происходят под контролем ведомств гражданской
авиации и с учетом положений многосторонних соглашений в области международной
гражданской авиации.
|