А.Н. Симонов
Международное право
Конспект лекций. Таганрог: ИУЭС ЮФУ, 2016.
Лекция 14. Международное воздушное право
4. Правовой статус воздушного судна и экипажа
Правовой статус воздушного судна. В
соответствии с международными правилами воздушное судно обладает национальной
принадлежностью, определяемой по факту регистрации его в том или ином
государстве. Принцип национальной принадлежности создает непосредственную
(публично-правовую) связь между государством регистрации и воздушным судном,
которое таким образом пользуется защитой этого государства. Зарегистрированное
воздушное судно заносится в соответствующий государственный реестр.
В международных воздушных сообщениях
принципиальное значение имеет деление воздушных судов на гражданские и
государственные. К последним согласно ст. 3 Чикагской конвенции 1944 г. относятся воздушные суда, используемые на военной, таможенной и полицейской службе.
Правовой статус экипажа. В
международном воздушном праве не существует документа, который бы в целом
определял правовое положение экипажа. Отдельные права экипажа и командира в
отношении принятия мер по предотвращению и пресечению преступных действий на
борту во время полета содержатся в главе III Токийской конвенции 1963 г.
Лица, действующие в пределах своих служебных
полномочий в качестве членов экипажа являются представителями эксплуатанта
(владельца) судна, который отвечает за их действия. Каждый член экипажа
выполняет строго определенные функции. Командир воздушного судна несет в целом
ответственность за воздушное судно, за других членов экипажа, пассажиров и за
грузы в пределах определенного периода времени.
Правовое положение экипажа определяется
национальным законодательством государства регистрации воздушного судна. Во
многих странах в состав экипажа не могут входить иностранные граждане. Однако
ряд стран, не располагающих достаточными авиационными кадрами, прибегают к
услугам иностранного авиационного персонала.
|