А.Н. Симонов
Международное право
Конспект лекций. Таганрог: ИУЭС ЮФУ, 2016.
Лекция 7. Международные организации и конференции
11. Содружество Независимых Государств как региональная международная организация: общая характеристика
Данная международная региональная организация
была создана рядом государств из числа бывших республик СССР на так называемом
«постсоветском пространстве». Ее учредительными документами являются Соглашение
о создании Содружества Независимых Государств 1991 г., подписанное в Минске Беларусью, Россией и Украиной, а также Протокол к соглашению,
подписанный в 1991 г. в Алма-Ате 11 государствами (всеми бывшими республиками
СССР, кроме трех Прибалтийских республик и Грузии), и Алма-Атинская декларация 1991 г. На заседании Совета глав государств СНГ в Минске 22 января 1993 г. был принят Устав Содружества. Его подписали Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия,
Таджикистан и Узбекистан. Устав вступил в силу через год после его принятия.
Согласно ст. 2 его устава, целями Содружества
являются:
- осуществление сотрудничества в политической,
экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;
- создание общего экономического пространства;
- обеспечение прав и основных свобод человека в
соответствии с общепризнанными принципами международного права и
документами СБСЕ;
- сотрудничество между государствами-членами в
обеспечении международного мира и безопасности и осуществлении
разоружения;
- содействие гражданам государств-членов в
свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве;
- взаимная правовая помощь и сотрудничество в
других сферах правовых отношений;
- мирное разрешение споров и конфликтов между
государствами Содружества.
Содружество должно проводить свою деятельность на
основании общепризнанных принципов международного права (в Уставе СНГ
перечислены все десять принципов хельсинкского Заключительного акта).
Дополнительно в Уставе СНГ также сформулированы:
·
принцип
верховенства международного права в межгосударственных отношениях;
·
принцип учета
интересов друг друга и Содружества в целом;
·
принцип
объединения усилий и оказания поддержки друг другу;
·
принцип духовного
единения народов государств-членов на основе уважения их самобытности;
·
принцип тесного
сотрудничества в сохранении культурных ценностей и культурного обмена.
Содружество не является государством и не
обладает наднациональными полномочиями. Это – объединение государств,
основанное на началах суверенного равенства всех его членов, являющихся самостоятельными
и равноправными субъектами международного права. В ст. 4 Устава СНГ признается
наличие интересов Содружества в целом и определяются сферы совместной
деятельности государств-членов, сформулированные с учетом Минского соглашения 1991 г. К ним, в частности, относятся:
1. обеспечение прав и основных свобод
человека;
2. координация внешнеполитической
деятельности;
3. сотрудничество в формировании и
развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского
рынков;
4. таможенная политика;
5. сотрудничество в развитии систем
транспорта и связи;
6. охрана здоровья и окружающей среды;
7. вопросы социальной и миграционной
политики;
8. борьба с организованной
преступностью;
9. сотрудничество в области оборонной
политики и охраны внешних границ.
Этот перечень может быть дополнен по взаимному
согласию государств-членов.
Наличие у Содружества общих целей, общих
интересов и общих сфер деятельности при уважении суверенитета государств-членов
позволяет говорить о нем как о международной межгосударственной организации, основанной
на договоре, определяющем его правосубъектность и компетенцию.
Содружество Независимых Государств как
международная организация имеет свою специфику. Так, статья 10 Минского
соглашения 1991 г. предусматривает за каждым участником право приостанавливать
действие не только соглашения в целом, но и отдельных его статей. Статья 23
Устава СНГ дает возможность любому члену СНГ заявить о своей
незаинтересованности в том или ином вопросе. Статья 43 оставляет за
государствами-учредителями право при ратификации Устава делать оговорки и
заявления по разделам III
««Коллективная безопасность и военно-политическое сотрудничество», IV «Предотвращение конфликтов и
разрешение споров», VII «Межпарламентское сотрудничество» и
статьи 28, 30-33, касающимся Координационно-консультативного комитета, Совета
министров обороны и Главного командования ОВС, Совета командующих пограничными
войсками, Экономического суда и Комиссии по правам человека.
На основании Устава СНГ различаются
государства-учредители и государства-члены Содружества. К первой категории
отнесены те государства, которые подписали и ратифицировали Соглашение о
создании СНГ 1991 г. и Протокол к нему 1991 г. к моменту принятия Устава СНГ (это Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан,
Узбекистан, Украина). При этом подписали, но не ратифицировали Алма-Атинские
соглашения Азербайджан и Молдова.
Государствами-членами СНГ следует считать те
государства, которые приняли на себя обязательства по Уставу СНГ в течение года
после его утверждения. Украина и Туркменистан Устав СНГ не ратифицировали и
являются государствами-участниками. Прием в СНГ открыт для всех государств,
которые разделяют его цели и принципы и принимают на себя обязательства,
содержащиеся в Уставе, путем присоединения к нему с согласия всех
государств-членов. Предусматривается также возможность участия государств в
отдельных видах деятельности Содружества на правах ассоциированных членов.
Уставом СНГ предусмотрена достаточно сложная
структура, которая выглядит следующим образом:
·
Совет глав
государств – высший орган Содружества;
·
Совет глав
правительств;
·
Совет министров
иностранных дел;
·
Координационно-консультативный
комитет;
·
Секретариат;
·
Экономический
суд;
·
Комиссия по
правам человека.
Уставом СНГ предусмотрено также создание органов
отраслевого сотрудничества.
Из выше
сказанного необходимо сделать несколько основных выводов:
1) Содружество
Независимых Государств должно рассматриваться в качестве международной
межправительственной организации, поскольку в него входят суверенные
независимые государства, получившие практически универсальное международное
признание;
2) государства – участники
СНГ признаны de jure большинством государств мира, все они являются
полноправными членами ООН, входят в состав многих ее специализированных
учреждений, а также в иные международные межправительственные организации;
3) каждое государство –
участник СНГ поддерживает дипломатические отношения с различными государствами
мира;
4) юридическую основу
деятельности СНГ составляют международные договоры, подписанные и
ратифицированные государствами-участниками с учетом требований конституций
каждой из сторон и в соответствии с положениями Венской конвенции о праве
международных договоров 1969 г.
|