Б.М. Гонгало, Т.И. Зайцева, П.В. Крашенинников, Е.Ю. Юшкова, В.В. Ярков
Настольная книга нотариуса
Учебно-методическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во «Волтерс Клувер», 2004.
Глава 2. Финансовое обеспечение деятельности нотариуса
§5. Основы финансово-хозяйственной деятельности нотариуса
В зависимости от статуса нотариуса - государственный или
занимающийся частной практикой - установлены различные источники финансирования
их деятельности. Государственные нотариальные конторы содержатся за счет
отчислений из федерального бюджета РФ, хотя взыскиваемые ими суммы и
зачисляются в местные бюджеты.
Согласно ст. 23 Основ законодательства РФ о нотариате
источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной
практикой, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных
действий и оказание услуг правового и технического характера, другие финансовые
поступления, не противоречащие законодательству РФ. Денежные средства, полученные
нотариусом, занимающимся частной практикой, после уплаты налогов, других
обязательных платежей поступают в собственность нотариуса. Нотариус, занимающийся
частной практикой, вправе открыть расчетный и другие счета, в том числе
валютный, в любом банке. Денежные средства, находящиеся на депозитных счетах, не
являются доходом нотариуса, занимающегося частной практикой.
Практически единственный источник поступления средств для
финансирования деятельности нотариусов, занимающихся частной практикой, -
взысканный тариф по совершенным нотариальным действиям. Поэтому ставки тарифов,
равно как и количество нотариусов в конкретном нотариальном округе, должны
учитывать для того, чтобы нотариусы могли работать в условиях
самофинансирования своей деятельности.
Средства нотариусов, за исключением средств на личное
потребление, расходуются на содержание нотариальной конторы. При этом
выделяются следующие основные направления расходования средств нотариуса:
- содержание нотариальной конторы (аренда помещения
либо содержание собственного помещения, приобретение оборудования, защищенных
бланков);
- оплата персонала нотариальной конторы;
- оплата работы по обработке нотариального архива и его
безопасности;
- обеспечение сохранности документов нотариальной
конторы и безопасности деятельности нотариуса;
- расходы по повышению квалификации нотариуса и
персонала конторы, приобретению юридической литературы и подписке на нее;
- страхование нотариальной деятельности;
- уплата налогов и обязательных платежей в
государственные внебюджетные фонды;
- уплата обязательных взносов, вытекающих из членства в
нотариальной палате.
В цели настоящей настольной книги не входит рассмотрение
вопросов налогового законодательства, определения состава затрат, учитываемых
при налогообложении нотариальной деятельности. Более подробно данные вопросы
можно изучить по специальной литературе[88].
[88]
Подробнее об этом см. в специальном методическом пособии, подготовленном
Центром экономических экспертиз «Налоги и финансовое право» для Нотариальной
палаты Свердловской области: Нотариат и налогообложение. Екатеринбург, 1999.
См. также: Богомазова Г. Состав расходов нотариусов // Российская юстиция.
2002. N 3. С. 33 – 34; Нотариусы и современное налогообложение // Нотариальный
вестник. 2001. N 4. С. 27 – 40.
|