Е.Г.
Непомнящий
Экономика и управление предприятием: Конспект лекций
Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1997
Тема 13. Основные методы управления. Управление персоналом. Стили руководства
13.8. Эффективность стиля управления
Успех стиля управления можно оценивать по воздействию на прибыль и издержки. При оценке надо
также использовать критерии, относящиеся к задачам:
- по разработке продукции;
- организации;
- управлению персоналом (продолжительность отсутствия, удовлетворенность работой, готовность
к перемене работы, чувство собственного достоинства, творческие качества, инициативность,
готовность к учебе).
Наконец, применение стилей управления имеет определенные ограничения (правовые, этические,
ценности предпринимательства).
Эффективность стилей управления нельзя оценивать вне конкретных ситуаций. При этом следует
учитывать:
- личные качества (представления о ценностях, самопознание, основная позиция, отношение к
риску, роль личных мотивов, авторитет, производственный и творческий потенциал, уровень образования);
- зависимость от предстоящих задач (содержат ли они творческие или новаторские элементы, степень
сформулированности, наличие опыта их решения, решаются ли они планово или как внезапно возникающие,
должны ли выполняться индивидуально или в группе, давление сроков);
- организационные условия (степень жесткости оргструктуры, централизованное и децентрализованное
решение задач, количество инстанций принятия решения, четкость путей информации и связи, степень
контроля);
- условия окружающей среды (степень стабильности, условия материального обеспечения, социальная
безопасность, господствующие общественные ценности и структуры).
Предпочтительность стиля управления в зависимости от крайних (идеализированных) ситуаций
показана в табл. 13.1.
Таблица 13.1
Характеристики авторитарного и сопричастного стилей управления
Характеристики ситуаций |
Стили управления |
Авторитарный |
Сопричастный |
Личные качества |
Пессимистическое мировоззрение, большая крутизна, стремление к надежности, мало собственной
инициативы.
Исполнение долга |
Оптимистическое мировоззрение, малая крутизна, готовность к риску, высокая собственная
инициатива.
Творчество/инновации |
Условия постановки задач |
Четко определенные, большой опыт, плановые задания, индивидуализированные задания,
давление сроков |
Слабо определенные, малый опыт, импровизированные задания, нет давления сроков |
Организационные условия |
Строгая организация, формальные структуры, централизованное распределение, единичная
инстанция, вертикальная информация |
"Рыхлая" организация, неформальные структуры, децентрализованное распределение, множественные
инстанции, свободная информация |
Условия окружающей среды |
Кризисная ситуация, авторитарное доминирование ценностей |
Процветание.
Освобожденные ценности |
Если такие идеализированные ситуации присутствуют, то возникает воздействие на эффективность
управления в соответствии с табл. 13.2.
Таблица 13.2
Оценки эффективности различных стилей управления
Критерии эффективности |
Стили управления |
Авторитарный |
Сопричастный |
|
Эффективность достижения цели |
Обеспечение выживания в случае кризиса
Снижение издержек в условиях дефицита времени.
Большие затраты на квалифицированного менеджера.
Незаинтересованность сотрудников в экономии средств.
Частое отсутствие менеджера |
Использование рыночных шансов через заинтересованных сотрудников.
Снижение убытков в отсутствие менеджера.
Большие затраты на координацию |
|
Эффективность выполнения заданий |
Быстрые решения.
Решения, приближенные к оптимальным.
Использование творческого потенциала только менеджера.
Четкое распределение ролей.
Зависимость от менеджера.
Удовлетворенность авторитарно распределенных сотрудников |
Медленное решение.
Решение с пониманием дела
Использование творческого потенциала менеджера и сотрудников.
Нечеткое распределение ролей.
Независимость от менеджера.
Удовлетворенность свободно распределенных сотрудников |
|
Гуманистические факторы |
Организационные требования к резерву.
Недовольство эмансипированных сотрудников.
Стихийность, потеря инициативы сотрудников |
Более высокие требования к резерву менеджеров.
Путаница, недовольство среди верящих авторитетам.
Заинтересованность, обязательность, инициативность сотрудников. |
|
В результате можно сделать вывод, что поведение менеджера должно соответствовать ситуации,
гибкость стиля является важным признаком качества менеджера.
Следует не только менять стиль управления, но и создавать соответственные ситуационные условия
(формировать ситуацию через подбор кадров, изменять оргструктуры и организацию труда).
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Подходы к проблеме ценообразования
- Место планирования и прогнозирования в менеджменте
- Процесс управления маркетингом
- Подходы к проблеме ценообразования
|