Е.Г.
Непомнящий
Экономика и управление предприятием: Конспект лекций
Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1997
Тема 15. Система прогнозирования и планирования деятельности предприятия
15.4. Методы разработки и объекты прогнозов на уровне предприятия (фирмы)
Мы видим, что прогнозы занимают ведущее (исходное) положение во всей системе прогнозов и
планов фирмы. По существу между прогнозом (предвидением будущего) и планом нет резкой границы.
Можно сказать, что прогноз — недостаточно определенный план, а план — это уточненный прогноз.
Наиболее существенным отличием плана от прогноза является наличие в плане элементов выбора,
принятия решений и мероприятий по осуществлению этих решений.
Как указывалось в рис. 15.1, основными объектами прогнозирования на уровне предприятия (фирмы)
являются:
- потребность в продукции предприятия;
- потребности предприятия в производственных ресурсах (материальных, финансовых, трудовых,
информационных).
Разработкой методов прогнозирования занимается прогностика.
Все методы прогнозирования (их более 100) можно разделить на две группы:
- неформализованные (эвристические);
- формализованные.
К числу неформализованных относят:
- индивидуальные экспертные оценки;
- коллективные экспертные оценки;
- написание сценариев и т.д.
К формализованным методам относят:
- методы экстраполяции;
- моделирование.
Неформализованные (эвристические) методы применяются в тех случаях, когда невозможно использовать
знания экспертов в формализованном виде.
Наиболее широко используются методы интервью, "мозговой атаки", коллективных экспертных опросов.
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Задачи курса
- Организация ремонтной службы предприятия
- Производственный процесс и принципы его организации
- Организация поточного производства
|