Е.Г.
Непомнящий
Экономика и управление предприятием: Конспект лекций
Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1997
Тема 2. Место и роль организации (фирмы) в обществе
2.1. Роль организации (фирмы) в современном обществе
Понятие организации (фирмы)
С точки зрения права, организация — самостоятельный хозяйствующий (ведущий ту или иную деятельность
с целью реализации ее результатов на рынке) субъект, созданный в порядке, установленном Гражданским
кодексом РФ, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения
общественных потребностей и получения прибыли.
С точки зрения экономики, организация представляет собой (рис. 2.1):
- хозяйственную единицу;
- в которой планомерно и целенаправленно комбинируются факторы производства;
- чтобы посредством изготовления и реализации изделий (работ, услуг);
- обеспечить достижение целей этой хозяйственной единицы и ее собственника.
Рис. 2.1. Модель организации
Роль фирмы в современном обществе
До середины XX в. подход менеджеров к взаимоотношениям фирмы и общества базировался на следующих
положениях:
- "Что хорошо для фирмы, то хорошо и для общества";
- "Дело бизнеса — бизнес";
- Надо реализовать принцип свободного предпринимательства (прибыль должна получаться при минимальных
ограничениях со стороны общества).
Этот подход был воспринят и обществом. Однако с началом НТР возобладало мнение, что такое
отсутствие ограничений порождает серьезную социальную несправедливость. Общество ввело ряд
ограничений: законы о детском труде, минимальной заработной плате, охране труда, антитрестовские
и т.д.
В то же время потребители начали предъявлять требования из-за монопольных цен, фальсификации
товаров, невыгодных условий покупок, нечестности, сговора, политического влияния, загрязнения
среды и т.д.
Все это привело к значительному усилению контроля за деятельностью фирм. Например в США,
фирмы контролируются по следующим направлениям:
- технические характеристики товара, объем производства, загрязнение среды);
- процессы производства (охрана труда, нормы загрязнений, контроль заработной платы, обеспечение
занятости);
- поведение в конкуренции (цены, сговор, сокрытие истины);
- прибыль (утаивание, распределение);
- доступ к ресурсам;
- управление (участие рабочих; решения, связанные с занятостью).
В то же время фирма — "генератор богатства" общества (рис. 2.2):
- генерирует товары и покупательную способность для их приобретения;
- поддерживает расширение социальной инфраструктуры и обеспечивает доход на капитал;
- создает рабочие места у себя, поставщиков, в госсекторе;
- обеспечивает собственный рост.
Рис. 2.2. Роль фирмы в обществе (фирма — "генератор богатства")
В то же время видны многочисленные связи, и очевидно, что успех фирмы зависит от того, как
они отрегулированы, кто и как их регулирует и контролирует.
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Эффективность стиля управления
- Хозяйственные средства (имущество предприятия). Экономическое содержание и структура
- Стиль управления
- Основные виды и области применения АСУ на предприятии
|