Е.Г.
Непомнящий
Экономика и управление предприятием: Конспект лекций
Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1997
Тема 6. Научно-техническая и организационная подготовка производства
6.1. Структура цикла создания и освоения новых товаров. Жизненный цикл товара (изделия) и
место в нем научно-технической подготовки производства
Одним из главных факторов успеха деятельности предприятия в условиях рынка является непрерывное
обновление товаров и технологии производства, иными словами — создание, разработка, испытания
в рыночных условиях, освоение производства новой продукции.
Новая продукция, создаваемая на базе новых идей, исследований и технических достижений, обеспечивает
конкретный успех на рынках сбыта. Понятие цикл "НИР — производство" подразумевает тесную взаимосвязь
научных исследований с их промышленным освоением. Полный комплекс работ по созданию и освоению
новых товаров приведен на рис 6.1.
Место научно-технической подготовки производства в жизненном цикле товаров показано на рис. 6.2.
Рис. 6.1. Комплекс работ по созданию и освоению новых товаров
Рис. 6.2. Жизненный цикл товара и место в нем научно-технической подготовки
производства
Все работы, входящие в систему подготовки производства (СПП), немыслимы без информационного
обеспечения и экономической отработки. Экономическая отработка должна производиться на каждой
стадии СПП. Это тем более важно, что при результатах, значительно превышающих первоначальные
оценки и требующих увеличения предварительно запланированных издержек, можно отказаться от
идеи создания нового товара и предотвратить убытки фирмы.
Экономическая отработка и анализ в большей степени важны на ранних стадиях создания изделия
(НИОКР). Именно на этих стадиях закладываются основы экономичности и эффективности нового
товара. Влияние системы подготовки производства на формирование конечного эффекта разработки,
производства и эксплуатации нового товара показано на рис. 6.3.
Рис. 6.3. Влияние системы подготовки производства на формирование конечного
эффекта разработки и использования нового товара
Успешная реализация такой сложной проблемы, как создание и освоение нового товара, невозможна
без использования системного подхода, который основан на комплексном решении входящих в проблему
работ и задач, предусматривает постановку цели, требует выявления содержания входных и выходных
потоков информации, установления критериев оптимизации, прогнозирования, моделирования.
Критерии оптимизации системы создания и освоения нового товара устанавливаются в зависимости
от целей и задач фирмы. Ими, в частности, могут быть:
- технический уровень изделия;
- сроки создания и освоения;
- увеличение объемов производства;
- увеличение товарной номенклатуры;
- снижение издержек при подготовке производства и в производстве;
- снижение издержек при эксплуатации изделия.
Примерная структуризация проблемы создания и освоения новых товаров показана на рис. 6.4.
Рис. 6.4. Примерная структуризация проблемы создания и освоения новых товаров
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Организация службы контроля качества на предприятии
- Рыночные испытания товаров (пробный маркетинг)
- Организационно-распорядительные методы управления
- Основные заповеди делового человека (отечественный и зарубежный опыт)
|