Е.Г.
Непомнящий
Экономика и управление предприятием: Конспект лекций
Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1997
Тема 8. Организация технического, материального и трудового обеспечения производства
8.4. Организация транспортного хозяйства предприятия
Задачи транспортного хозяйства — осуществление бесперебойной транспортировки всех
грузов в соответствии с производственным процессом, содержание транспортных средств в исправном
и работоспособном состоянии, снижение издержек на транспортные и погрузо-разгрузочные работы.
Рациональная организация транспортного хозяйства служит предпосылкой снижения себестоимости
продукции. В зависимости от особенностей технологических процессов и типов производств на
предприятии применяются различные транспортные средства.
Классификация транспортных средств предприятия приведена в табл. 8.2.
Таблица 8.2
Классификация транспортных средств предприятий
Признак |
Характеристика |
1. Зона
применения |
1.1. Внешний транспорт (для связи предприятия с внешними транспортными системами):
- железными дорогами;
- аэропортами;
- речными и морскими портамии др. предприятиями.
1.2. Внутризаводской — для перемещения грузов между цехами, участками, рабочими
местами. Он состоит:
- из межцехового транспорта;
- внутрицехового транспорта (для перемещения грузов между участками и рабочими
местами);
- межоперационного транспорта (для перемещения грузов между рабочими местами).
|
2. Вид
транспортного
средства |
2.1. Колесный транспорт
Железнодорожный
Автомобильный
Автопогрузчики
Электротранспорт (электрокары, вильчатые погрузчики, электротягачи)
2.2. Транспортные конвейеры
2.3. Монорельсовые дороги (в т. ч. с автоматическим адресованием грузов)
2.4. Трубопроводный транспорт
2.5. Пневмотранспорт
2.6. Роботы и роботрейлеры |
Структура транспортной службы предприятия зависит от особенностей производственного процесса,
типа производства и объемов выпуска продукции.
Примерная структура транспортной службы машиностроительного (приборостроительного) предприятия
приведена на рис. 8.5.
Рис. 8.5. Структура транспортной службы предприятия
Функции транспортной службы предприятия:
- разработка нормативов, касающихся транспортной службы;
- планирование потребностей всех видов транспорта на основе расчетов грузопотоков и грузооборота;
- планирование ППР транспортных средств;
- планирование потребности приобретения запчастей;
- оперативное планирование и диспетчирование обеспечения предприятия всеми видами транспорта;
- обеспечение производственных процессов транспортными средствами;
- организация осмотров и ремонта транспортных средств;
- организация безопасности движения;
- организация обслуживания транспортных средств (заправка ГСМ, мойка и т.д.);
- организация приобретения новых транспортных средств, их регистрации в государственных органах,
получения лицензий на перевозку грузов и людей, списания и утилизации транспортных средств.
Планирование потребности в транспортных средствах (ТС)
Для эффективного планирования потребности ТС определяются грузооборот предприятия и грузопотоки.
Грузооборот — это сумма всех грузов, перемещаемых на предприятии за определенный промежуток
времени (или сумма всех грузопотоков предприятия).
Грузопоток — количество грузов (т, шт., кг), перемещаемых в определенном направлении
между цехами и складами за определенный промежуток времени.
Грузопотоки рассчитываются на основании:
- видов перемещаемых грузов;
- пунктов отправления и доставки;
- расстояний между пунктами;
- объемов перемещаемых грузов;
- частоты и регулярности перевозок.
Перевозки подразделяются на разовые и маршрутные.
Рис. 8.6. Системы маршрутов транспортных перевозок:
О — пункт отправления груза; П — пункт приемки груза; --> — холостой пробег
Разовые перевозки — перевозки по отдельным неповторяющимся заказам (заявкам).
Маршрутные перевозки — постоянные или периодические перевозки по определенным маршрутам,
которые бывают следующих типов (рис. 8.6):
- маятниковая система;
- кольцевая система.
Маятниковая система маршрутов — это связь между двумя пунктами, которая может иметь
два варианта:
- вариант двустороннего маятника, то есть возвращение транспортного средства с грузом;
- вариант одностороннего маятника — возвращение транспортного средства без груза.
Применяется также система лучевых маятниковых маршрутов, когда пункт (склад, цех)
связан двусторонними перевозками с несколькими пунктами.
Кольцевая система — система обслуживания нескольких постоянных пунктов, связанных
последовательной передачей грузов от одного к другому.
Одним из методов определения объемов грузопотоков и грузооборота предприятия является составление
шахматной ведомости (рис. 8.7).
Рис. 8.7. Шахматная ведомость грузопотоков предприятия
В этой ведомости отражаются все перемещения грузов. По вертикали перечислены цехи-отправители
и склады, а по горизонтали в том же порядке указаны цехи-получатели и склады.
Каждый цех и склад представлен графой и строкой. Итоги граф показывают общее поступление
грузов в данный цех, итоги строк — величину отправления грузов. Сумма итогов граф или строк
по всем цехам и складам отражает величину внутренних грузопотоков.
Количество транспортных средств рассчитывается как по межцеховым перевозкам, так и по внутрицеховым
и межоперационным транспортным системам.
Основными направлениями совершенствования транспортного хозяйства на предприятиях являются:
- механизация и автоматизация транспортных операций в сочетании с высокой их организацией;
- применение унифицированной тары (в том числе и оборотной);
- внедрение единой производственно-транспортной (комплексной) технологии;
- специализация средств межцехового транспорта по роду перевозимых грузов;
- организация контейнерных перевозок;
- внедрение автоматизированных систем управления транспортом.
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Хозяйственные средства (имущество предприятия). Экономическое содержание и структура
- Роль нормативов в планировании
- Системы маркетинговых исследований и маркетинговой информации
- Организация автоматизированного производства
|