Г.Я.
Гольдштейн
Инновационный менеджмент
11.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РАЗВЕДКА - НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ
ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
11.2.
Характер решений в НИОКР и соответствующие информационные базы
Стратегические решения по НИОКР прямо влияют на их судьбу и жизнеспособность.
Из-за все усиливающейся нестабильности на мировом рынке [4] их число постоянно
растет. Их последствия все труднее прогнозировать, а цена ошибки повышается.
Все это предопределяет важность стратегической информации. По методу 3В следует
определить стратегические цели, затем стратегические потребности и, наконец,
перейти к стратегическим информационным базам. Первые два этапа соответствуют
стратегическому анализу и рассмотрены в курсе “Стратегический менеджмент” [5].
На основании выявленных потребностей следует составить картотеку направлений
для наблюдения (естественно, специфическую для каждой фирмы). Например, она
может включать:
1) основные тенденции по странам (развитие экономики, групп потребителей, основных
направлений потребления товаров фирмы, динамика вкусов и т.д.);
2) технологический процесс (сырье, производственные технологии, окружающая
среда, достижения науки);
3) действующие лица (акционеры, объединения данной фирмы с другими, их поглощение,
бюджет НИОКР, потенциальные конкуренты, их кадровые изменения, торговый оборот);
4) возможные направления диверсификации (наблюдения за возможными отраслями
применения).
Тактическая цель заключается в выборе наилучшего средства достижения стратегической
цели и в контроле неизменности условий, которые предопределили этот выбор.
Соответственно возникают потребности двух родов: характеристики основных направлений
деятельности и материалы по окружающей среде. Эти потребности настолько различны,
что требуют информационных баз двух видов - “по запросу” и “мониторинг”.
Пример базы "по запросу”:
- какие изделия имеются на рынке;
- что объявляют конкуренты о новых товарах;
- над чем работают их конструкторские и исследовательские организации;
- в состоянии ли конкуренты быстро реагировать на рыночные изменения;
- может ли кто-нибудь заблокировать каналы сбыта;
- благоприятно ли законодательство для бизнеса;
- можно ли использовать существующие производственные мощности;
- если нет, то каковы затраты на их переналадку.
Пример тактической базы "мониторинг":
- основные области действия и виды продукции (нынешние и будущие);
- зоны и территория деятельности;
- производственные мощности и способы производства;
- патентная и лицензионная активность;
- законодательство;
- снабжение (ресурсы, поставки);
- социально-политическая обстановка.
Оперативные потребности в первую очередь касаются благоприятных возможностей
и угроз для фирмы. Здесь требуется свежая, точная, надежная информация (цены,
клиенты, поставщики, изменения в материалах, стандартах и т.д.).
Конечно, информация, собранная сегодня исключительно в оперативных целях,
завтра может получить стратегическое значение. Поэтому для фирмы рационально
объединять все информационные базы в одной картотеке. Опыт подсказывает, что
для фирмы рационально иметь следующие базы:
- конкуренция (действующие и потенциальные конкуренты);
- рынок (потребители, каналы сбыта, цены);
- технология (конструирование, производство, использование);
- законодательство;
- ресурсы (материально-технические, рабочая сила, финансы);
- общие тенденции (политические, экономические и т.п.).
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Приложение 2. Упрощенный агрегированный сетевой граф выполнения ОКР "Комплексная навигационная система для морских судов"
- Информационное обеспечение прикладной НИР
- Основные задачи и этапы ОКР
- НИОКР как бизнес
|