Г.Я.
Гольдштейн
Инновационный менеджмент
3. СТРАТЕГИЯ НИОКР
3.1. НИОКР как бизнес
Компания, которая вкладывает большие средства в создание новых продуктов, вовлечена
в два вида деятельности ("два бизнеса"):
- основную деятельность, определенную целями корпорации и направленную
на удовлетворение рыночных потребностей;
- неосновную научно-техническую деятельность, результатом которой являются
новая техника и технология, имеющие коммерческую ценность, но часто не связанные
с целями корпорации.
Во втором случае коммерческая значимость может быть реализована посредством
продажи документации, лицензий, "ноу-хау", инжениринговых услуг. В
отдельных случаях на основе полученных результатов может быть произведена диверсификация
деятельности компании. Концепция двойного бизнеса иллюстрируется рис.10.
Рис. 10. Инвестиции в НИОКР и коммерческие
результаты НИОКР
Бизнес 1 предполагает выделение ресурсов на НИОКР, большая часть которых
расходуется на выполнение проектов, непосредственно связанных с реализацией
стратегии корпорации (проекты 1-6). Часть средств выделяется на усмотрение руководителя
НИОКР и используется для финансирования индивидуальных или неясных по результатам
исследований. Проекты X, Y, Z - расширение формальной программы НИОКР или
новые неожиданные возможности, появившиеся в ходе выполнения основной программы.
Проекты А-Д возникают как результат исследований по дополнительным фондам.
В приведенном на рис.10 примере проекты Х и А, хотя и не планировались первоначально,
но при текущем пересмотре тематики НИОКР могут быть включены в планы. Проекты
Y и Б перспективны при расширении стратегических планов корпорации. Проекты
Z, В создают основу бизнеса 2. Проекты Г, Д отвергаются ввиду отсутствия
коммерческого эффекта.
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Организационные структуры в инновационной деятельности
- Роль НИОКР в менеджменте фирмы как субъекта рынка
- Обзор рыночной ситуации и генерация идей
- Роль научно-технической подготовки производства
|