Г.Я.
Гольдштейн
Инновационный менеджмент
1.
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА
1.2. Основные задачи изучения
инновационного менеджмента
Решение управленческих проблем требует сосредоточения внимания на мелочах,
деталях, характеризующих эти проблемы, и инструментах их решения. Поскольку
внимание отдельных руководителей концентрируется на ограниченном круге узких
проблем, то трудно объединить их работу всеобъемлющим планом. Это привело к
формированию концепции стратегического менеджмента [5]. Однако сфера НИОКР при
всех многих и разносторонних связях с другими сферами деятельности фирмы, как
правило, относительно обособлена в организации. Это связано с неопределенностью
процесса НИОКР, спецификой деятельности в сфере НИОКР, потребностью в новых
идеях. НИОКР определяют будущее развитие корпорации, предполагают изменения,
подчас значительные, в производстве, маркетинге, управлении фирмы, и это, естественно,
вызывает определенную консервативную оппозицию внутри фирмы.
Существует определенный "управленческий разрыв" в понимании позиции,
мотивации руководителей НИОКР и других руководителей фирмы [4 разд. 15.2]. Поэтому
для менеджеров всех уровней важно понимание роли и методов НИОКР, особенностей
управления этой сферой деятельности.
В частности, это проблемы:
- маркетингового подхода к НИОКР;
- стратегии НИОКР как части общей стратегии фирмы;
- отбора и оценки проектов;
- финансового управления НИОКР;
- планирования и управления программами НИОКР;
- организации и выполнения НИОКР;
- научно-технической подготовки производства новых изделий;
- роли НИОКР в обеспечении качества и надежности изделий.
Примерная структуризация проблем НИОКР и освоения производства новых изделий
представлена на рис. 2 [9].
Рис.2. Примерная структуризация проблемы
создания и освоения новых товаров
НИОКР могут рассматриваться не только как одна из сфер деятельности фирмы,
но и как самостоятельный вид бизнеса. С этой целью создаются инновационные фирмы,
осуществляющие по заказам различных экономических субъектов (в том числе и государства)
НИР и ОКР, а также продающие на рынке свои разработки соответствующим потребителям.
В России к ним относятся многочисленные НИИ, ОКБ, научные подразделения вузов
и т. д.
На рис.3 приведен "финансовый профиль" проекта создания, освоения
и производства нового изделия (жизненные циклы изделия и товара) в рамках многопродуктовой
корпорации. Для инновационной фирмы товаром будет являться документация на изделие,
лицензия на ее производство и сбыт, "ноу-хау". Финансирование НИОКР
может осуществляться за счет кредитов, собственной прибыли, а также по договорам
с заказчиками.
Рис.3. Жизненный цикл изделия
Дисциплина "Инновационный менеджмент" должна дать необходимые сведения
для управления процессами НИОКР, реализуемыми в рамках многопродуктовой корпорации,
а также инновационными фирмами. При этом менеджмент сферы НИОКР должен строиться
на том, что единственным оправданием существования этой сферы является наличие
положительного финансового результата функционирования компании. В этой связи
следует в инновационном менеджменте опираться на следующие положения:
- научно-технические инновации есть решающее условие выживания и роста
большинства фирм и они должны соответствующим образом планироваться и управляться;
- ресурсы, выделенные на НИОКР, оправданны лишь в той мере, в какой они приводят
к достижению целей корпорации;
- требуется анализ выполненных инноваций, чтобы выявить факторы, приводящие
к успеху;
- сознательное применение концепций стратегического и инновационного менеджмента
повысит качество применяемых решений и обеспечит повышение эффективности инвестиций
в НИОКР.
Прежде всего, следует получить четкие ответы на вопросы:
- обеспечат ли инвестиции в собственные НИОКР лучший результат, чем приобретение
лицензий на стороне?
- обеспечат ли затраты на НИОКР более высокую отдачу по сравнению с теми
же затратами на производство и маркетинг?
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Критерии, связанные со стратегией и политикой корпорации
- Фильтрация идей
- Итоговые выводы по главе 5
- Учет фактора риска в финансовом анализе
|