Г.Я. Гольдштейн
Стратегический менеджмент
Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ,2003.
9. Анализ и управление портфелем диверсифицированной
компании
9.9. Обобщающие выводы по разделу
9
1. Имеются три главных техники анализа и управления портфелем фирмы: матрица
БКГ, матрица Мак-Кинсей и матрица эволюции отрасли Хофера.
2. Сила подхода БКГ заключается в его фокусировании на требованиях к денежным
потокам. Слабость заключается в упрощенности категорий бизнеса и статичных предположениях
относительно размера рынка, роста и прибыльности.
3. Сила подхода Мак-Кинсей - в способности объединить широкий диапазон
стратегически важных переменных в анализе, слабость - в стабильности по отношению
к эволюции отрасли.
4. Сила матрицы эволюции СЗХ - в распределении СЗХ по фазам жизненного
цикла. Слабость в том, что игнорируются многие стратегически важные величины.
5. В общем, анализ портфеля помогает компании разработать концепцию диверсификации,
распределить ресурсы и определить действия по его сбалансированности. Однако
имеется слабость в предположении, что компания должна быть разбита на обозримое
число СЗХ, игнорировании потенциальных конфликтов приоритетов денежных потоков
между и внутри СЗХ и в тенденциях игнорирования взаимоотношений СЗХ.
6. Корректировка дисбаланса в портфеле СЗХ обычно требует применения стратегии
входа или выхода.
7. Выбор стратегии входа определяется барьерами входа, связями с существующей
деятельностью, стоимостью входа, скоростью возврата инвестиций, риском и стадиями
жизненного цикла отрасли. Внутреннее новое предпринимательство целесообразно
при стратегической цели - укрепление "знаков вопроса" и "развивающихся
победителей". Приобретение целесообразно при необходимости укрепления "производителей
прибыли" или "победителей".
8. Многие приобретения неудачны из-за слабой интеграции после приобретения,
переоценки потенциальной выгоды синергизма, высокой стоимости приобретения и
плохого менеджмента процесса внутреннего предпринимательства. Защитой от этого
являются хорошие структура, стратегия покупок и действия по интеграции.
9. Многие начинания нового внутреннего бизнеса неудачны из-за малых объемов
входа, слабой его коммерциализации и слабого управления этим процессом со стороны
руководства корпорации. Защита от этого включает структурные подходы при выборе
и управлении проектом, интеграцию НИОКР и маркетинга для успешной коммерциализации
и вход в больших объемах.
10. Стратегии выхода включают: "раздевание", "сбор урожая"
и ликвидацию. Выбор определяется характеристиками соответствующей СЗХ и интенсивностью
конкуренции в данной отрасли.
11. Имеются шесть основных стратегий действий диверсифицированной фирмы
на рынке:
- делать новые приобретения;
- "раздевать" слабые СЗХ или не подпитывать их в дальнейшем;
- реконструировать портфель СЗХ;
- перейти к узкодиверсифицированному портфелю СЗХ;
- перейти к интернационализации бизнеса;
- закрыть/ликвидировать убыточные СЗХ, если их невозможно продать.
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Определение долговременных и краткосрочных целей
- Выбор базовой конкурентной стратегии одиночного бизнеса
- Определение долговременных и краткосрочных целей
- Определение оптимальной стратегии диверсифицированной фирмы
|