Г.Я.
Гольдштейн Основы менеджмента
Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1997
6. ПРОЦЕССЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЕ
6.2. Место решения в процессе управления
Решение - центральный момент всего процесса управления.
Можно сказать, что сутью профессии менеджера является принятие решений.
В широком смысле это понятие включает и подготовку
решения (планирование), в узком смысле это выбор альтернативы. В рамках перспективного
планирования принимаются основополагающие решения (что делать?), затем в процессе
текущего планирования, организации, мотивации, координации, регулирования, изменений
планов - решения в узком смысле (как делать?), хотя такая граница является условной.
На практике проблема решения специфична давлением
сроков, недостатком квалификации или информации для решения, ненадежностью методов,
склонностью менеджеров к рутине, разногласиями между лицами, принимающими решение
(ЛПР). Все виды решений, принимаемых в процессе управления, можно классифицировать
по многочисленным признакам:
- по объекту решения (ориентированные на цели или средства, основополагающие
структурные или ситуационные );
- надежности исходной информации (на основе надежной информации, рисковые и
ненадежные);
- срокам действия последствий (долго-, средне-, краткосрочные);
- связи с иерархией планирования (стратегические, тактические, оперативные);
- частоте повторяемости (случайные, повторяющиеся, рутинные);
- производственному охвату (для всей фирмы, узкоспециализированные);
- числу решений в процессе их принятия (статические, динамические, одно- и многоступенчатые);
- ЛПР (единоличные, групповые, со стороны менеджеров, со стороны исполнителей);
- учету изменения данных (жесткие, гибкие);
- независимости (автономные, дополняющие друг друга);
- сложности (простые и сложные).
Наиболее типичные решения, принимаемые менеджерами
фирм, можно классифицировать следующим образом (исследования в Германии в 1983г.):
- ситуационные, рутинные, ведомственные решения;
- решения средней сложности (текущие уточнения области деятельности, решения
под стрессом и при давлении сроков, решения в исключительных случаях);
- инновационные и определяющие решения.
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Стратегическая гибкость фирмы
- Выбор и оценка стратегической позиции фирмы на рынке
- Сравнение структур управления
- Содержание работы руководителя
|