Маркетинг
4.3. Создание новых потребностей
Развитие технологии и общества в целом постоянно приводит к
созданию новых потребностей. Особенно хорошо это видно в исторической перспективе.
Всего сто лет назад не было телевизоров, компьютеров, пассажирских самолетов,
а потому не было и потребностей в них. Всего 200 лет назад не было телеграфа,
железнодорожного сообщения, в них не нуждались. Большинство населения и не мечтало
о среднем или высшем образовании, спрос на печатную продукцию был весьма мал
по сравнению с нынешним временем.
Как входят в жизнь новые потребности? Какова в этом роль маркетинга?
В качестве примера рассмотрим маркетинговую стратегию для компьютерной сети
INTERNET. Всего несколько лет назад мы превосходно обходились без этого достижения
современной технологии. Сейчас на рядового потребителя, хотя бы отчасти связанного
с компьютерной техникой, усиливается рекламное давление. Это и различные рекламные
публикации и передачи в средствах массовой информации. Это и рассказы знакомых
(правда, выясняется, что наиболее привлекательно беспрецедентное собрание анекдотов,
в создание которого внести свой вклад многие пользователи INTERNETа). Это и
интервью государственных деятелей, даваемые через INTERNET. В результате компьютерно-программная
индустрия получает новых потребителей, а потому и новые финансовые вливания.
Двумя десятилетиями раньше началась операция под лозунгом:
"Каждый специалист должен уметь работать с компьютером". Успех этой
кампании в СССР определился тем, что в средней школе был введен предмет "Информатика",
для обучения школы всеми правдами и неправдами добыли компьютеры, и все граждане
России, родившиеся в последней четверти ХХ в., знакомы с компьютерами. Как же
это знание используется? Больше всего компьютерного времени тратится на игры,
на втором месте - использование ЭВМ вместо пишущей машинки, на третьем - в бухгалтерии.
Научные исследования и управление производством, где компьютеры в основном и
могут проявить свои возможности и доказать свою незаменимость - на последнем
месте.
В конце - более простой пример. Если популярный музыкант или
певец появится на сцене с кольцом в носу, то у его поклонников сразу прорезывается
потребность в таких же украшениях, а затем в ответ на потребность появляется
производство колец для носа и медицинские салоны по прокалыванию носов.
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Метод средних арифметических рангов
- Распорядительство
- Литература
- Темы рефератов
|