Стратегический менеджмент
5. Практические аспекты стратегического менеджмента
Рассмотрим основные практические аспекты стратегического менеджмента,
следуя известному немецкому учебнику проф. Г.Шмалена [3].
5.1. Информация и инструменты стратегического планирования
Исходными пунктами стратегического планирования являются:
-
структура конкурентов;
-
структура рынков сбыта;
-
тенденции технического развития и эволюции моды;
-
структура рынков снабжения;
-
правовая, социальная, экономическая, экологическая и политическая
окружающая среда;
-
собственные сильные и слабые стороны.
На основе перечисленных данных в соответствии с миссией фирмы
выбираются цели на длительную перспективу и анализируются ресурсы, которые для
этого необходимы. Инструментами стратегического планирования являются, кроме
разобранного выше метода экспертных оценок, анализ "разрывов", анализ
шансов и рисков (сильных и слабых сторон), анализ портфеля, метод проверочного
списка, метод оценки по системе баллов, концепция жизненного цикла товара, и
также иные методы прогнозирования, планирования и принятия решений.
При анализе "разрывов" сравнивают три возможных сценарии
развития фирмы:
- какого оборота (прибыли и других характеристик работы предприятия)
можно достичь, если в будущем в процессе продаж ничего не изменится (сценарий
А);
- какого оборота можно достичь, если попытаться при максимальном
напряжении сил проникнуть более интенсивно с существующим продуктом на существующие
рынки (сценарий Б) и дополнительно развивать новые продукты и/или новые рынки
(сценарий В).
Разницу между результатами по сценариям Б и А называют оперативным
разрывом, а между результатами по сценариям В и Б - стратегическим разрывом.
Эта терминология подчеркивает нововведений в стратегическом плане фирмы - разработки
новых продуктов или выхода на новые рынки, или и того и другого вместе.
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Различные виды прогнозов
- Методы стратегического менеджмента
- Вопросы для повторения
- Метод медиан рангов
|