Литовских А.М., Шевченко И.К.
Финансы, денежное обращение и кредит
Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. 135 с.
ТЕМА 4. Бюджетная система Российской Федерации
4.6. Внебюджетные фонды
Внебюджетные средства - это финансовые ресурсы государства, имеющие целевое назначение и
не включаемые в бюджет.
Внебюджетные средства находятся в распоряжении органов государственной власти соответствующего
уровня и концентрируются в специальных фондах, предназначенных для финансирования определенных
мероприятий. Таким образом, внебюджетные фонды - это способ организации государственных финансовых
ресурсов.
Необходимость создания внебюджетных фондов состоит в следующем: в рамках бюджета практически
отсутствует закрепленность доходов за конкретными видами расходов, существует возможность
перелива средств по статьям расходов, сокращения финансирования по важным статьям расходов,
в частности, социальным. Выходом из такой ситуации является формирование финансовых ресурсов
за пределами бюджета и использование их для финансирования отдельных общественных потребностей
на основе оперативной самостоятельности.
Специальные фонды, создаваемые государством, известны еще в эпоху феодализма, когда с расширением
деятельности государства возникли новые виды расходов, которые отражались на особых счетах
и покрывались из источников, созданных для конкретных целей. Но такие специальные фонды имели
временный характер, количество их постоянно менялось. С формированием капитализма происходит
унификация специальных фондов. Сегодня в отдельных развитых странах насчитывается от 30 до
80 специальных фондов, которые формируются, в основном, двумя способами:
- выделяются из государственных или местных бюджетов;
- создаются по особому решению законодательного органа.
Источниками внебюджетных фондов могут быть специальные налоги и сборы, субсидии из бюджета,
займы. Конкретный перечень источников определяется задачами, для реализации которых создаются
фонды.
По принадлежности фонды могут быть федеральными, региональными, муниципальными (в соответствии
с уровнями государственного управления). В зависимости от целей использования они делятся
на экономические и социальные.
В российской практике с началом реформ в бюджетной системе право создавать внебюджетные фонды
было предоставлено органам государственной власти всех уровней управления. Только на федеральном
уровне было сформировано более 20 целевых внебюджетных фондов, в которых сосредотачивалось
до 20% ВВП, при этом на долю централизованных фондов приходилось 60% всех внебюджетных ресурсов.
Каждый внебюджетный фонд имел самостоятельную структуру управления, что ограничивало возможность
контроля со стороны правительства за движением денежных средств.
С 1994 года централизованные (федеральные) внебюджетные фонды, доходы которых формировались
за счет обязательных платежей предприятий, были консолидированы в федеральном бюджете. Таким
образом, на федеральном уровне, как самостоятельные, существуют четыре социальных внебюджетных
фонда: Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования, Государственный фонд
занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования. Данные фонды имеют территориальные
отделения.
Региональные и местные органы государственной власти обладают полной самостоятельностью в
решении вопросов формирования внебюджетных фондов за счет местных источников. В частности,
это могут быть:
- фонды развития территорий;
- фонды природоохранных мероприятий;
- фонды социальной поддержки населения;
- валютные фонды и др.
В Ростовской области сегодня работает 61 внебюджетный фонд:
- областные внебюджетные фонды;
- территориальные отделения федеральных фондов.
Средства, сосредоточенные в этих фондах, сопоставимы по размерам с консолидированным бюджетом
области.
Общими направлениями использования средств внебюджетных фондов являются следующие:
- расходы, обусловленные назначением фондов;
- расходы на учредительскую деятельность;
- инвестиции.
По основным направлениям своей деятельности фонды освобождаются от уплаты налогов, государственных
и таможенных пошлин.
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Валютная система
- Страховой рынок
- Общая характеристика международных валютно-кредитных организаций
- Пенсионные фонды
|