Литовских А.М., Шевченко И.К.
Финансы, денежное обращение и кредит
Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. 135 с.
ТЕМА
8. Валютный рынок и международные кредитные отношения
8.2. Общая характеристика
международных валютно-кредитных организаций
Международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации - это институты,
созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования международных экономических,
в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений. К таким организациям относятся: Банк
международных расчетов, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития,
а также региональные банки развития.
Банк международных расчетов (БМР) - первый межгосударственный банк, который был организован
в 1930г. в Базеле как международный банк центральных банков. Его организаторами были эмиссионные
банки Англии, Франции, Италии, Германии, Бельгии, Японии и группа американских банков во главе
с банкирским домом Моргана.
Одной из задач БМР было облегчить расчеты по репарационным платежам Германии и военным долгам,
а также содействовать сотрудничеству центральных банков и расчетам между ними. Свою главную
функцию координатора центральных банков ведущих развитых стран БМР сохраняет до сих пор. Он
объединяет центральные банки 30 стран, главным образом европейских. С 1979 г. БМР производит
расчеты между странами - участницами Европейской валютной системы, выполняет функции депозитария
Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), совершает операции по поручениям ОЭСР и участвующих
в ней стран.
БМР выполняет депозитно-ссудные, валютные, фондовые операции, куплю-продажу и хранение золота,
выступает агентом центральных банков. Будучи западноевропейским международным банком, БМР
осуществляет межгосударственное регулирование валютно-кредитных отношений.
Международный валютный фонд (МВФ) - международная валютно-кредитная организация, имеющая
статус специализированного учреждения ООН. МВФ был создан на международной валютно-финансовой
конференции в Бреттон-Вудсе (США) в 1944 г., но начал функционировать с марта 1947 г. Правление
МВФ находится в Вашингтоне, а его отделение - в Париже. Правление состоит из пяти главных
департаментов: для Африки, Европы, Азии, Среднего Востока и Западного полушария.
Официальными целями МВФ являются: содействие развитию международной торговли и валютного
сотрудничества путем установления норм регулирования валютных курсов и контроля за их соблюдением,
многосторонней системы платежей и устранения валютных ограничений; предоставление государствам
- членам фонда средств в иностранной валюте для выравнивания платежных балансов.
Устав МВФ изменялся дважды: в 1968-1969 гг. была внесена первая серия поправок, вызванная
СДР, и в 1976-1978 гг. - вторая серия поправок, которая отражала замену Бреттон-Вудской валютной
системы новой, Ямайской валютной системой.
Капитал МВФ образуется за счет взносов государств - членов фонда в соответствии с установленной
для каждого из них квотой, величина которой зависит от уровня экономического развития стран
и ее роли в мировой капиталистической экономике и международной торговле. В 1947 г. в МВФ
входило 49 стран, и общая сумма квот составляла 7,7 млрд. долл. К 30 июня 1991 г. его участниками
были уже 155 стран-членов, а в 1996 г. - 181 страна, капитал (оплаченный) составил 90 млрд.
СДР (СДР=1,2 долл. США). Из этой суммы 2/3 принадлежит промышленно развитым странам (в том
числе США - 1/5), 1/3 - развивающимся странам, составляющим 4/5 членов МВФ.
Исходя из размеров квот, распределяются голоса между странами в руководящих органах МВФ.
Каждое государство располагает 250 голосами плюс один голос на каждые 100 тыс. СДР ее квоты.
46% всех голосов принадлежит США и странам ЕС, 34% - развивающимся.
Руководящим органом МВФ является Совет управляющих, который собирается раз в год в составе
представителей всех стран-участниц. Исполнительным органом является Директорат, состоящий
из шести членов, назначаемых по географическому признаку. Совещательным органом является Временный
комитет Совета управляющих, в состав которого входят министры финансов 22 стран.
В Устав МВФ внесены изменения в связи с Ямайской валютной системой. Они были ратифицированы
большинством членов фонда 1 апреля 1978 г. Доля США в капитале фонда снизилась в период 1947-1987
гг. с 36,2 до 20,1% в общем количестве голосов - с 26,7 до 19,3%, но все же они сохранили
право вето при решении важнейших вопросов. Несколько повысился удельный вес голосов и квот
развивающихся стран - экспортеров нефти.
Кредиты МВФ делятся на несколько видов.
1. Кредиты, предоставляемые в пределах резервной позиции страны в МВФ. Для покрытия дефицита
платежного баланса страна может получить кредит в фонде - ссуду в иностранной валюте в обмен
на национальную сроком до трех-пяти лет. Погашение ссуды производится обратным путем - посредством
покупки через определенный срок национальной валюты на свободно конвертируемую. В пределах
25% квоты страна получает кредиты без ограничений, а также на сумму кредитов в иностранной
валюте, предоставленных ранее фонду. Этот кредит не должен превышать 200% квоты.
2. Кредиты, предоставляемые сверх резервной доли. Ссуды выдаются после предварительного изучения
фондом валютно-экономического положения страны и выполнения требований МВФ о проведении стабилизационных
мер.
Стабилизационные программы МВФ предусматривают ограничение внутренних кредитов, бюджетных
расходов, заработной платы и ведут к снижению темпов экономического роста, что обычно идет
в разрез с национальными интересами страны-заемщика.
Однако получение займа в МВФ дает возможность странам рассчитывать на крупные кредиты в частных
банках.
МВФ играет большую роль в межгосударственном регулировании валютно-кредитных отношений. В
соответствии с Бреттон-Вудским соглашением перед фондом была поставлена задача по упорядочению
валютных курсов, т.е. регулированию и поддерживанию устойчивости паритетов стран-членов (в
золоте или долларах). Без санкции фонда страны не имели права изменять паритеты валют более
чем на 10%, а также допускать при проведении операций отклонения от паритета свыше + 1%
(с декабря 1971 г. - свыше + 2,25%).
В соответствии с Уставом МВФ государства - члены фонда должны были на базе фиксированных
валютных курсов вводить обратимость валют по текущим операциям и проводить политику, направленную
на полное устранение валютных ограничений. Но на практике эти положения не могли быть выполнены
многими странами. Например, валютные ограничения были отменены лишь 60 странами - членами
МВФ.
Обострение валютного кризиса в начале 70-х гг. привело к подрыву основных принципов Бреттон-Вудской
валютной системы и, в частности, к сохранению фиксированных валютных курсов. В результате
в 1973 г. были отменены фиксированные паритеты и валютные курсы, введен режим "плавающих"
валютных курсов, которые юридически были закреплены Ямайской валютной системой, введенной
с апреля 1978 г.
Страны - члены МВФ обязаны предоставлять ему информацию об официальных золотых запасах и
валютных резервах, состоянии экономики, платежного баланса, денежного обращения, заграничных
инвестициях и т. д. Эти данные используются частными банками для определения платежеспособности
стран-заемщиков.
Важно отметить, что членство страны в МВФ является обязательным условием при ее вступлении
в Международный банк реконструкции и развития, а также для получения льготных кредитов в его
дочерней организации - Международной ассоциации развития.
Международный банк реконструкции и развития (МБРР) - специализированное учреждение ООН,
межгосударственный инвестиционный институт, учрежденный одновременно с МВФ в соответствии
с решениями международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Соглашение
о МБРР, являющееся одновременно и его уставом, официально вступило в силу в 1945 г., но банк
начал функционировать с 1946 г. Местонахождение МБРР - Вашингтон.
Официальной целью деятельности МБРР является содействие странам-членам в развитии их экономики
посредством предоставления долгосрочных займов и кредитов, гарантирования частных инвестиций.
Первоначально МБРР был призван с помощью аккумулированных бюджетных средств капиталистических
государств и привлекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвестиции в странах
Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время Второй мировой войны.
С середины 50-х гг., когда хозяйство стран Западной Европы стабилизировалось, деятельность
МБРР во все большей степени стала ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки
с целью противодействия национально-освободительной борьбе и стимулирования развития их экономики.
Высшими органами МБРР являются Совет управляющих и Директорат как исполнительный орган. Во
главе банка находится президент, как правило, представитель высших деловых кругов США. Сессии
Совета, состоящего из министров финансов или управляющих центральными банками, проводятся
раз в год совместно с МВФ. Членами банка могут быть только члены МВФ, голоса также определяются
квотой страны в капитале МБРР (85,2 млрд. долл.). Хотя членами МБРР являются 155 стран,
лидирующее положение принадлежит семерке: США, Японии, Великобритании, ФРГ, Франции, Канаде
и Италии.
Источниками ресурсов банка помимо акционерного капитала являются размещение облигационных
займов, главным образом на американском рынке, и средства, полученные от продажи облигаций.
МБРР предоставляет кредиты обычно на срок до 20 лет для расширения производственных мощностей
стран - членов банка, которые выдаются под гарантию их правительств. МБРР предоставляет также
гарантии по долгосрочным кредитам других банков. Как и МВФ, он требует обязательного предоставления
информации о финансовом положении страны-заемщика, кредитуемых объектах и содержании миссии
банка, обследующей эти объекты.
Необходимо подчеркнуть, что банк покрывает своими кредитами лишь 30% стоимости объекта,
причем наибольшая часть кредитов направляется в отрасли инфраструктуры: энергетику, транспорт,
связь. С середины 80-х гг. МБРР увеличил долю кредитов, направляемых в сельское хозяйство
(до 20%), в здравоохранение и образование. В промышленность направляется менее 15% кредитов
банка.
В последние годы МБРР занимается проблемой урегулирования внешнего долга развивающихся стран:
1/3 кредитов он выдает в форме так называемого совместного финансирования. Банк предоставляет
структурные кредиты для регулирования структуры экономики, оздоровления платежного баланса.
В дополнение к МБРР были созданы следующие финансовые институты: Международная ассоциация
развития, Международная финансовая корпорация. Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций.
В начале 1991 г. в состав членов этих организаций входили 155 стран. За период своего существования
банк и его организации предоставили свыше 5 тыс. займов на общую сумму 245 млрд.
долл. Почти 3/4 всех займов приходится на МБРР.
Международная ассоциация развития (МАР) была образована в 1960 г. с целью предоставления
льготных кредитов развивающимся странам (на срок до 50 лет с уплатой 0,75% годовых). В год
МАР выдает кредитов на сумму до 5 млрд. долл.
Международная финансовая корпорация (МФК) создана по инициативе США в 1956г. для поощрения
помещения частного капитала в промышленность развивающихся стран. МФК предоставляет кредиты
высокорентабельным частным предприятиям, но в отличие от МБРР без гарантии правительства.
Кредиты выдаются на срок до 15 лет в размере до 20% стоимости проекта. Таким образом, МФК
содействует дополнительному финансированию проектов, создаваемых частным сектором.
Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ) осуществляет страховку капиталовложений
от политического риска на случай экспроприации, войны, гражданских волнений и срыва контрактов.
МАГИ создана в 1988 г.
Таким образом, создана группа МБРР с едиными органами управления и президентом, которая получила
название "Всемирного банка" и является ведущей в сфере международного кредита. С 1992 г. Россия
является членом МВФ и Всемирного банка.
Кроме того, в 60-х гг. возникли региональные банки развития, а именно: в 1949 г. - Межамериканский
банк развития (МаБР), в котором представлено 27 участников развивающихся стран региона и 16
представителей развитых стран; в 1964 г. - Африканский банк развития (АфБР) с участием развивающихся
стран региона и развитых стран (соответственно 50 и 25); в 1966 г. - Азиатский банк развития
(АзБР) с соответствующим участием стран в соотношении 31 и 14. Общими чертами региональных
банков являются цели и методы финансирования, а объектами кредитования - отрасли инфраструктуры:
строительство или модернизация автострад, гаваней, причалов, аэропортов и т.д., а также добывающая
и обрабатывающая промышленность.
Основная цель региональных банков развития - совершенствование экономического сотрудничества
и интеграции развивающихся стран, преодоление внешней зависимости.
Необходимо также сказать и о региональных валютно-кредитных организациях Европейского союза.
Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) был создан в 1958 г. с целью предоставления кредитов
сроком от 20 до 25 лет на освоение отсталых районов, осуществление межгосударственных проектов,
модернизацию отраслевой структуры производства.
Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФЗС) создан в 1973 г. в рамках Европейской
валютной системы, с 1994 г. - Европейский валютный институт (ЕВИ). Он предоставляет кредиты
на покрытие дефицита платежного баланса стран - членов ЕВС при условии выполнения ими программ
стабилизации экономики. На ЕВИ в рамках ЕВС возложены функции кредитно-расчетного обслуживания
стран-членов.
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) образован в соответствии с подписанным
29 мая 1990 г. в Париже соглашением для оказания содействия реформам в странах Центральной
и Восточной Европы в связи с переходом стран этого региона к ориентированной на рынок экономике.
Учредителями банка являются 40 стран - все страны Европы, кроме Албании, а также США, Канада,
Мексика, Венесуэла, Марокко, Египет, Израиль, Япония, Южная Корея, Австралия, Новая Зеландия
и две международные организации - Европейский союз и Европейский инвестиционный банк. В образовании
банка принимал участие и бывший СССР, членом банка является ныне Российская Федерация.
ЕБРР начал свою деятельность с апреля 1991г., его капитал в размере 70 млрд. франков распределяется
следующим образом: 50% принадлежит Комиссии европейских сообществ и 12% - странам ЕС; 11,3%
- другим европейским странам; 24% - неевропейским государствам, в том числе: США - 10% капитала,
Японии - 8,52%, странам Восточной и Центральной Европы - 13,7%, бывшему СССР, а ныне Российской
Федерации - 6%.
Цель ЕБРР - сыграть роль стимулятора и ускорителя для привлечения капиталов в отрасли инфраструктуры
стран Центральной и Восточной Европы. Предоставляя кредиты, банк помогает западным промышленникам
идти на необходимый риск в завоевании рынков на Востоке, а это будет способствовать скорейшему
переходу восточно-европейских стран к экономической стабильности и введению конвертируемости
своих валют.
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Структура и функции современного рынка ссудных капиталов
- Сущность и функция финансов
- Денежные потоки в экономике
- Специализированные внебанковские кредитно-финансовые институты
|