Разделы
· О сайте
· Юриспруденция
· Управление предприятием
· Маркетинговый план
· Финансовое планирование
· Бизнес-планирование
· Исследования рынка
· Форумы по бизнесу
· Должностные инструкции
· Положения об отделах




Рекомендуем

Полезные ресурсы и публикации:
-



Плановик.Ру

А.Н. Федоров
Банковский маркетинг

Конспект лекций. Ростов-на-Дону, 2009.

Предыдущая

Глава 5. Управление ценообразованием на банковские продукты для физических лиц

5.2. Модель ценообразования на депозиты с целью захвата рынка

Еще дальше от затратной схемы уходит модель ценообразования на депозиты с целью захвата рынка. Эта модель формально игнорирует анализ соотношения издержек, доходов и прибыли, во всяком случае, в краткосрочной перспективе. Ее идея состоит в ином: применяя эту модель, предполагающую установление ставок по депозитам существенно выше среднерыночного уровня, менеджеры банка надеются привлечь настолько много новых клиентов и депозитов, что обусловленные этим доходы по всему комплексу отношений с новыми клиентами перекроют падающую прибыльность операций со вновь привлеченными средствами.

Основой такой модели ценообразования является концепция, обоснованная М. Фланнери[17] и состоящая в том, что для владельца сбережений открытие в банке единственного депозитного счета — неэффективный способ поведения. Это проявляется, как правило, в том, что клиенты обычно покупают несколько типов банковских услуг, а не только услугу по размещению депозитов. Таким образом, открытие депозитного счета становится толчком к формированию долгосрочных отношений клиента и банка, в ходе которых банку обычно удается продать клиенту и другие свои услуги (например, ведение карточного счета, предоставление трастовых услуг и т.д.). Разрыв этих связей чреват для клиента дополнительными заботами, и это побуждает его быть лояльным по отношению к банку, где он открыл депозитный счет.

В итоге получается, что депозитные счета становятся для банка квазипостоянными факторами производства. Динамика этих счетов обычно оказывается менее чувствительной к изменениям в ставках платежей за банковские услуги или ставках доходности по депозиту либо, наконец, к предложениям иных депозитных схем конкурирующими банками. И если банк способен удерживать предложение высоких депозитных ставок достаточно долго, чтобы привлечь к себе владельца сбережений, то после открытия счета высокие транзакционные издержки будут, как якорь, удерживать клиента в «акватории» данного банка даже в том случае, если ставки по депозитам пойдут вниз. Именно понимание такой логики взаимоотношений клиента и банка часто побуждает банкиров идти на внешне неразумные решения по снижению платежей за те или иные банковские услуги или существенному повышению ставок депозитов с целью привлечения новых клиентов. Рациональность таких решений определяется тем, что клиенту не так легко поменять банк, так как связанные с этим издержки и риски достаточно значимы для него. При принятии решения о том, где размещать свои депозиты, как физические, так и юридические лица руководствуются обычно многими факторами, а не только уровнем ставки по депозиту (это подтверждается, например, специальными исследованиями, проведенными в США Федеральной резервной системой и другими исследовательскими службами).

Как показано в табл. 5.2, эти исследования позволяют утверждать, что семьи, выбирая банк, обычно учитывают такие факторы, как:

а)     удобство расположения;

б)    ассортимент оказываемых услуг;

в)     надежность.

Таблица 5.2

Факторы, определяющие выбор  физическими и юридическими лицами банка для размещения своих депозитов[18]

Факторы, которые учитывают физические лица, выбирая банк для открытия чекового счета

Факторы, которые учитывают физические лица, выбирая банк для открытия депозитного счета

Факторы, которые учитывают юридические лица, выбирая банк для размещения своих депозитов и получения иных услуг

Удобство расположения

Известность банка для клиентов

Финансовое «здоровье» кредитной организации

Широта ассортимента оказываемых услуг

Ставка по депозитам

Может ли банк стать надежным источником кредитования в достаточных объемах в будущем

Надежность

Удобство обслуживания (без учета местоположения)

Уровень квалификации банковского персонала

Низкая плата за обслуживание

Местоположение

Как соотносятся ставки по кредиту в данном банке со ставками по кредиту конкурирующих банков

Низкий минимальный банане по счету

Возможность получения льгот

Качество финансовых консультаций, получаемых в банке

Высокая ставка по депозиту

Плата за обслуживание

Может ли банк оказывать иные услуги данному клиенту (кассовое обслуживание и т.д.)

Эти факторы при выборе банка играют даже большую роль, чем цена, которую банк готов платить за привлекаемые ресурсы, причем это относится как к чековым, так и к сберегательным счетам. Что же касается коммерческих фирм, то они предпочитают размещать свои депозиты в тех банках, которые способны стать надежным источником кредитования и, соответственно, находятся в хорошем финансовом состоянии. Кроме того., менеджеры коммерческих фирм, выбирая банк, чрезвычайно большое значение уделяют квалификации сотрудников банка, с которыми они контактируют, и качеству консультаций, которые они могут у них получить. И чем понятнее и прозрачнее банк для таких клиентов, тем прочнее их связи с ним. Недаром ряд последних исследований показал, что банкирам целесообразно, например, детально информировать своих клиентов о тех издержках, которые банк вынужден нести при их обслуживании в существующей ситуации и которые он должен покрывать с помощью взимаемой с клиентов платы.



[17] Flannery M. Retail Bank Deposits as Quasi-Fixed Factors of Production // American Economic Review. 1984. V. 72. № 3. P. 527-536.

[18] На основе исследований: Survey of Consumer Finances. 1983; Conner G.B. Kuntz R.B. Service Changes as a Source of Bank Income and Their Impact on Consumers. Board of Governors of the Federal Reserve System. N.Y. 1986; Greenwich Associates, Commercial Banking. Greenwich, Connecticut, 1987.

Предыдущая



Copyright © 2006 - 2023, Плановик.Ру - бизнес, право, управление