А.Н. Федоров
Банковский маркетинг
Конспект лекций. Ростов-на-Дону, 2009.
Глава 5. Управление ценообразованием на банковские продукты для физических лиц
5.2. Модель ценообразования на депозиты с целью захвата рынка
Еще дальше от затратной схемы уходит модель
ценообразования на депозиты с целью захвата рынка. Эта модель формально игнорирует анализ соотношения
издержек, доходов и прибыли, во всяком случае, в краткосрочной перспективе. Ее идея
состоит в ином: применяя эту модель, предполагающую установление ставок по депозитам
существенно
выше среднерыночного уровня, менеджеры банка надеются привлечь настолько
много новых клиентов и депозитов, что обусловленные этим доходы по всему комплексу
отношений с новыми клиентами перекроют падающую прибыльность операций со вновь
привлеченными
средствами.
Основой такой модели ценообразования
является концепция, обоснованная М. Фланнери[17]
и состоящая в том, что для владельца сбережений открытие в банке единственного
депозитного счета — неэффективный способ поведения. Это проявляется, как
правило, в том, что клиенты обычно покупают несколько типов банковских услуг, а не
только услугу по размещению депозитов. Таким образом, открытие депозитного
счета становится толчком к формированию долгосрочных отношений клиента и банка, в
ходе которых банку обычно удается продать клиенту и другие свои услуги (например, ведение
карточного счета, предоставление трастовых услуг и т.д.). Разрыв этих связей
чреват для клиента дополнительными заботами, и это побуждает его быть лояльным по
отношению к банку, где он открыл депозитный счет.
В итоге получается, что депозитные счета
становятся для банка квазипостоянными факторами производства. Динамика этих
счетов обычно оказывается менее чувствительной к изменениям в ставках платежей за
банковские услуги или ставках доходности по депозиту либо, наконец, к
предложениям иных депозитных схем конкурирующими банками. И если банк способен
удерживать предложение высоких депозитных ставок достаточно долго, чтобы
привлечь к себе владельца сбережений, то после открытия счета высокие транзакционные издержки будут,
как якорь, удерживать клиента в «акватории» данного банка даже в том случае, если
ставки по депозитам пойдут вниз. Именно понимание такой логики взаимоотношений
клиента и банка
часто побуждает банкиров идти на внешне неразумные решения по снижению платежей
за те или иные банковские услуги или существенному повышению ставок депозитов с
целью привлечения новых клиентов. Рациональность таких решений определяется тем,
что клиенту
не так легко поменять банк, так как связанные с этим издержки и риски достаточно
значимы для него. При принятии решения о том, где размещать свои депозиты, как
физические, так и юридические лица руководствуются обычно многими факторами, а не
только уровнем ставки по депозиту (это подтверждается, например, специальными исследованиями,
проведенными в США Федеральной резервной системой и другими исследовательскими
службами).
Как показано в табл. 5.2, эти исследования
позволяют утверждать, что семьи, выбирая банк, обычно учитывают такие факторы,
как:
а)
удобство
расположения;
б)
ассортимент
оказываемых услуг;
в)
надежность.
Таблица 5.2
Факторы, определяющие выбор физическими и
юридическими лицами банка для размещения своих депозитов[18]
Факторы, которые учитывают физические лица, выбирая банк для открытия чекового счета
|
Факторы, которые учитывают
физические лица, выбирая
банк для открытия
депозитного счета
|
Факторы, которые учитывают
юридические лица, выбирая
банк для размещения своих
депозитов и получения иных
услуг
|
Удобство расположения
|
Известность банка для
клиентов
|
Финансовое «здоровье» кредитной организации
|
Широта ассортимента оказываемых услуг
|
Ставка по депозитам
|
Может ли банк стать надежным источником кредитования в достаточных объемах в будущем
|
Надежность
|
Удобство обслуживания (без учета местоположения)
|
Уровень квалификации банковского персонала
|
Низкая плата за
обслуживание
|
Местоположение
|
Как соотносятся ставки по кредиту в данном банке со ставками по кредиту
конкурирующих банков
|
Низкий минимальный банане по счету
|
Возможность получения льгот
|
Качество финансовых консультаций, получаемых в банке
|
Высокая ставка по
депозиту
|
Плата за обслуживание
|
Может ли банк оказывать иные услуги данному клиенту (кассовое обслуживание и т.д.)
|
Эти факторы при выборе банка играют даже большую роль, чем цена, которую банк готов платить за привлекаемые
ресурсы, причем это относится как к чековым, так и к сберегательным
счетам. Что же касается коммерческих фирм, то они предпочитают размещать свои
депозиты в тех банках, которые способны стать надежным источником кредитования и, соответственно, находятся в
хорошем финансовом состоянии. Кроме
того., менеджеры коммерческих фирм, выбирая банк, чрезвычайно большое значение уделяют квалификации сотрудников банка, с которыми они контактируют, и
качеству консультаций, которые они
могут у них получить. И чем понятнее и прозрачнее банк для таких клиентов, тем
прочнее их связи с ним. Недаром ряд последних исследований показал, что
банкирам целесообразно, например, детально
информировать своих клиентов о тех издержках, которые банк вынужден нести при
их обслуживании в существующей ситуации
и которые он должен покрывать с помощью взимаемой с клиентов платы.
[17]
Flannery M. Retail Bank Deposits as
Quasi-Fixed Factors of Production // American Economic
Review. 1984. V. 72. № 3. P. 527-536.
[18]
На основе исследований: Survey of Consumer Finances. 1983; Conner G.B. Kuntz R.B. Service Changes
as a Source of Bank Income and Their Impact on Consumers. Board of Governors of the Federal Reserve System. N.Y. 1986;
Greenwich Associates, Commercial Banking.
Greenwich, Connecticut, 1987.
|