А.Н. Федоров
Банковский маркетинг
Конспект лекций. Ростов-на-Дону, 2009.
Глава 5. Управление ценообразованием на банковские продукты для физических лиц
5.6. Проблема базового банковского обслуживания
Завершая обсуждение проблем ценообразования
на банковские услуги для физических лиц, нельзя не затронуть проблему, которая в последнее время
обсуждается в банковском мире все активнее. Это проблема так называемого базового
(социально значимого) банковского обслуживания. По существу, речь идет о попытке
найти адекватное современному развитию цивилизации решение следующих проблем:
1. Должен ли быть гарантирован каждому
взрослому члену общества доступ к хотя бы минимальному набору финансовых
услуг банков,
таких как ведение чекового счета и предоставление кредита?
Может ли гражданин современного общества достичь хотя бы минимального
стандарта благосостояния без использования подобного рода финансовых услуг?
По сути дела, в таких дискуссиях возможность
использования банковских услуг приравнивается к возможности доступа к таким
благам современной
цивилизации, как электричество, водо- и газоснабжение, телефон.
Значение всех этих услуг в обеспечении здоровья и комфорта жителя
современной развитой страны столь велико, что дало основание для
рождения политической концепции, утверждающей, что доступ к таким благам (пусть даже
по сниженным ценам) должен быть гарантирован и тем гражданам, которые не в
состоянии оплачивать эти услуги по рыночным ценам. Эта проблема обсуждается,
например, в США, уже более 20 лет, так как исследования Федеральной резервной системы
показали, что даже в этой, обладающей мощной банковской системой стране 15%
семей не имеют чековых счетов, а 12% семей не имеют ни чековых, ни
сберегательных счетов.
Между тем отсутствие депозитных счетов
неизбежно порождает следующую проблему: такая семья практически не может
получить кредит, поскольку банки предпочитают кредитовать тех клиентов, которые держат у них
депозитные счета. Однако в современном обществе без доступа к кредиту невозможно
решить такие жизненно насущные проблемы, как приобретение жилья, обучение детей,
медицинское
обслуживание. Это хорошо видно на примере России, где отсутствие
ипотечного кредитования является основным барьером на пути к массовому
жилищному строительству, способному обеспечить большинству россиян возможность
перебраться в новое, комфортабельное жилье. Аналогично отсутствие у огромной массы
россиян постоянного
контакта с банками вообще затрудняет развитие потребительского
кредитования в нашей стране, равно как тормозит и развитие системы операций
с кредитными карточками.
Если же взглянуть на эту проблему еще более
широко, приняв во внимание, что система потребительского кредитования — это мощнейший механизм
изменения психологии нации (так как необходимость гашения кредита на протяжении
длительного времени кардинально меняет отношение человека к труду и росту своей
квалификации),
то задача широчайшего вовлечения населения в сферу банковских операций
становится еще более значимой. Проблема еще более обостряется в связи с тем,
что в современном мире все больше государственных платежей, в том числе
социального характера, осуществляется путем электронных переводов. А это
означает, что даже беднейшие граждане, являющиеся получателями таких пособий, должны иметь
банковские счета, на которые будут поступать причитающиеся им средства.
В России эту проблему вынужден решать один Сберегательный банк РФ, унаследовавший
систему социальных обязательств перед гражданами. В то же время остальные
российские банки, будучи формально такими же коммерческими организациями, как и
Сбербанк России, от подобных обязательств свободны и могут позволить себе работать
только с наиболее состоятельной и выгодной клиентурой.
Как решать эту проблему? Однозначного ответа
пока нет. Одни авторы считают, что государство должно дотировать оказание банками услуг
малообеспеченным гражданам. Другие вполне справедливо отмечают, что банки и так
уже получают от государства значительную помощь в виде системы государственного
резервирования и регулирования, а также участия в страховании депозитов. Все это,
в принципе, ставит банки в несколько более привилегированное положение по
отношению к другим финансовым институтам, и платой за такое положение должна
быть обязанность банков обслуживать любого из налогоплательщиков, так
как именно средства налогоплательщиков являются основой финансирования
деятельности государства, полезной для банков. Отсюда рождается предложение:
обязать все банки без ограничений оказывать некий социальный минимум услуг
любому нуждающемуся
в этом гражданину.
Повторим, что окончательного решения этой
проблемы нет, поскольку с точки зрения права банки являются частной организацией, а его менеджеры
отвечают только перед собственниками и не несут никакой ответственности по социальным
обязательствам государства. Поэтому можно ожидать, что в ближайшие годы острота
дискуссии относительно ценообразования на социальный минимум банковских услуг будет
нарастать, и эта проблема будет в конце концов решена на основе компромисса
между общественными интересами и частными интересами владельцев банков.
|