Разделы
· О сайте
· Юриспруденция
· Управление предприятием
· Маркетинговый план
· Финансовое планирование
· Бизнес-планирование
· Исследования рынка
· Форумы по бизнесу
· Должностные инструкции
· Положения об отделах




Рекомендуем

Полезные ресурсы и публикации:
-



Плановик.Ру

А.Н. Федоров
Банковский маркетинг

Конспект лекций. Ростов-на-Дону, 2009.

Предыдущая

Глава 5. Управление ценообразованием на банковские продукты для физических лиц

5.6. Проблема базового банковского обслуживания

Завершая обсуждение проблем ценообразования на банковские услуги для физических лиц, нельзя не затронуть проблему, которая в последнее время обсуждается в банковском мире все активнее. Это проблема так называемого базового (социально значимого) банковского обслуживания. По существу, речь идет о попытке найти адекватное современному развитию цивилизации решение следующих проблем:

1. Должен ли быть гарантирован каждому взрослому члену общества доступ к хотя бы минимальному набору финансовых услуг банков, таких как ведение чекового счета и предоставление кредита?

Может ли гражданин современного общества достичь хотя бы минимального стандарта благосостояния без использования подобного рода финансовых услуг?

По сути дела, в таких дискуссиях возможность использования банковских услуг приравнивается к возможности доступа к таким благам современной цивилизации, как электричество, водо- и газоснабжение, телефон. Значение всех этих услуг в обеспечении здоровья и комфорта жителя современной развитой страны столь велико, что дало основание для рождения политической концепции, утверждающей, что доступ к таким благам (пусть даже по сниженным ценам) должен быть гарантирован и тем гражданам, которые не в состоянии оплачивать эти услуги по рыночным ценам. Эта проблема обсуждается, например, в США, уже более 20 лет, так как исследования Федеральной резервной системы показали, что даже в этой, обладающей мощной банковской системой стране 15% семей не имеют чековых счетов, а 12% семей не имеют ни чековых, ни сберегательных счетов.

Между тем отсутствие депозитных счетов неизбежно порождает следующую проблему: такая семья практически не может получить кредит, поскольку банки предпочитают кредитовать тех клиентов, которые держат у них депозитные счета. Однако в современном обществе без доступа к кредиту невозможно решить такие жизненно насущные проблемы, как приобретение жилья, обучение детей, медицинское обслуживание. Это хорошо видно на примере России, где отсутствие ипотечного кредитования является основным барьером на пути к массовому жилищному строительству, способному обеспечить большинству россиян возможность перебраться в новое, комфортабельное жилье. Аналогично отсутствие у огромной массы россиян постоянного контакта с банками вообще затрудняет развитие потребительского кредитования в нашей стране, равно как тормозит и развитие системы операций с кредитными карточками.

Если же взглянуть на эту проблему еще более широко, приняв во внимание, что система потребительского кредитования — это мощнейший механизм изменения психологии нации (так как необходимость гашения кредита на протяжении длительного времени кардинально меняет отношение человека к труду и росту своей квалификации), то задача широчайшего вовлечения населения в сферу банковских операций становится еще более значимой. Проблема еще более обостряется в связи с тем, что в современном мире все больше государственных платежей, в том числе социального характера, осуществляется путем электронных переводов. А это означает, что даже беднейшие граждане, являющиеся получателями таких пособий, должны иметь банковские счета, на которые будут поступать причитающиеся им средства. В России эту проблему вынужден решать один Сберегательный банк РФ, унаследовавший систему социальных обязательств перед гражданами. В то же время остальные российские банки, будучи формально такими же коммерческими организациями, как и Сбербанк России, от подобных обязательств свободны и могут позволить себе работать только с наиболее состоятельной и выгодной клиентурой.

Как решать эту проблему? Однозначного ответа пока нет. Одни авторы считают, что государство должно дотировать оказание банками услуг малообеспеченным гражданам. Другие вполне справедливо отмечают, что банки и так уже получают от государства значительную помощь в виде системы государственного резервирования и регулирования, а также участия в страховании депозитов. Все это, в принципе, ставит банки в несколько более привилегированное положение по отношению к другим финансовым институтам, и платой за такое положение должна быть обязанность банков обслуживать любого из налогоплательщиков, так как именно средства налогоплательщиков являются основой финансирования деятельности государства, полезной для банков. Отсюда рождается предложение: обязать все банки без ограничений оказывать некий социальный минимум услуг любому нуждающемуся в этом гражданину.

Повторим, что окончательного решения этой проблемы нет, поскольку с точки зрения права банки являются частной организацией, а его менеджеры отвечают только перед собственниками и не несут никакой ответственности по социальным обязательствам государства. Поэтому можно ожидать, что в ближайшие годы острота дискуссии относительно ценообразования на социальный минимум банковских услуг будет нарастать, и эта проблема будет в конце концов решена на основе компромисса между общественными интересами и частными интересами владельцев банков.

Предыдущая



Copyright © 2006 - 2023, Плановик.Ру - бизнес, право, управление