А.Н. Федоров
Банковский маркетинг
Конспект лекций. Ростов-на-Дону, 2009.
Глава 6. Управление ценообразованием при кредитовании юридических лиц
6.1. Основные принципы ценообразования на банковские услуги для юридических лиц
В первую очередь
надо указать на то обстоятельство, что ценообразование при кредитовании
юридических лиц ни в коем случае не может быть сведено только к обоснованию
ставки процента. Реально этот механизм включает три основных элемента:
1)взаимоотношения с клиентами;
2)компенсационный остаток, т.е. тот процент от ссуды, который
заемщик обязуется держать на счету банка-кредитора и который выполняет роль
дополнительной платы за получение заемных средств, вследствие чего происходит
рост действительных издержек по ссуде;
3)соглашение о величине базовой ставки.
Установление цен на кредит обычно ориентируется на некоторую
комбинацию желаемого показателя прибыльности капитала и систему надбавок к
базисной ставке. Это предполагает расчет для каждой ссуды индивидуальной цены,
учитывающей выявленные риски и издержки. Прибыль при этом входит в цену как
надбавка сверх издержек и покрытия риска. Таким образом, расчетная цена
оказывается суммой платы за риск, издержек и прибыли. Проиллюстрируем это на
примере, %:
Маржа прибыли 0,86
Издержки:
цена привлеченных средств 12,00
накладные расходы 0,75
Премиальные надбавки за риск:
кредитный 1,25
возврата в срок 0,65
неадекватной ценности
обеспечения кредита 0,10
Итого расчетная цена кредита 15,61
Рассмотрим компоненты расчетной цены. Начнем с величины маржи
прибыли. Чтобы вычислить ее, банк должен задаться нормативной величиной прибыли
на капитал (ROAn). Тогда, зная отношение собственного капитала банка к его активам (capital to
assets — СА) и ставку налога t, можем
определить маржу прибыли (profit
margin — РМ) по формуле:
, (6.1)
где С—банковские издержки по привлечению ресурсов для кредитов.
Если принять ROAn=15%, СА=8%, t=34% и С=12%, то РМb=0,86%[22].
Для определения издержек по займу банк должен знать свои затраты
на привлечение заемных средств и накладные расходы, необходимые для организации
кредитования. Издержки на привлечение заемных средств отражают маржинальные
затраты на все кредитные средства, используемые для выдачи ссуды.
Административные или накладные расходы на предоставление кредитов
рассчитываются с помощью функционального анализа издержек, или на основе отношения
учетных затрат к средним активам, либо как-то иначе[23].
Метод их расчета может быть любым, лишь бы руководство банка имело основания
полагать, что покрывающая эти издержки наценка действительно обеспечивает в
целом по банку возмещение издержек на обслуживание кредитных операций. Что
касается общих издержек в размере 12,75%, то они являются суммой цены денег
(12%) и накладных расходов банка (0,75%).
Как мы видим, это классический затратный метод ценообразования,
хотя в нем и присутствуют такие элементы, как премии за риски. Но их роль —
погашение возможных убытков опять-таки самого банка. Интересы клиента банка не
учтены никак.
[22]
СинкиДж. Мл. Управление финансами в коммерческих банках.
М., 1994. С. 608.
|