Разделы
· О сайте
· Юриспруденция
· Управление предприятием
· Маркетинговый план
· Финансовое планирование
· Бизнес-планирование
· Исследования рынка
· Форумы по бизнесу
· Должностные инструкции
· Положения об отделах




Рекомендуем

Полезные ресурсы и публикации:
-



Плановик.Ру

А.Н. Федоров
Банковский маркетинг

Конспект лекций. Ростов-на-Дону, 2009.

Предыдущая

Глава 6. Управление ценообразованием при кредитовании юридических лиц

6.1. Основные принципы ценообразования на банковские услуги для юридических лиц

В первую очередь надо указать на то обстоятельство, что ценообразование при кредитовании юридических лиц ни в коем случае не может быть сведено только к обоснованию ставки процента. Реально этот механизм включает три основных элемента:

1)взаимоотношения с клиентами;

2)компенсационный остаток, т.е. тот процент от ссуды, который заемщик обязуется держать на счету банка-кредитора и который выполняет роль дополнительной платы за получение заемных средств, вследствие чего происходит рост действительных издержек по ссуде;

3)соглашение о величине базовой ставки.

Установление цен на кредит обычно ориентируется на некоторую комбинацию желаемого показателя прибыльности капитала и систему надбавок к базисной ставке. Это предполагает расчет для каждой ссуды индивидуальной цены, учитывающей выявленные риски и издержки. Прибыль при этом входит в цену как надбавка сверх издержек и покрытия риска. Таким образом, расчетная цена оказывается суммой платы за риск, издержек и прибыли. Проиллюстрируем это на примере, %:

Маржа прибыли                                   0,86

Издержки:

цена привлеченных средств 12,00

накладные расходы    0,75

Премиальные надбавки за риск:

кредитный           1,25

возврата в срок                            0,65

неадекватной ценности

обеспечения кредита             0,10

Итого расчетная цена кредита          15,61

Рассмотрим компоненты расчетной цены. Начнем с величины маржи прибыли. Чтобы вычислить ее, банк должен задаться нормативной величиной прибыли на капитал (ROAn). Тогда, зная отношение собственного капитала банка к его активам (capital to assets — СА) и ставку налога t, можем определить маржу прибыли (profit margin — РМ) по формуле:

,                              (6.1)

где С—банковские издержки по привлечению ресурсов для кредитов.

Если принять ROAn=15%, СА=8%, t=34% и С=12%, то РМb=0,86%[22].

Для определения издержек по займу банк должен знать свои затраты на привлечение заемных средств и накладные расходы, необходимые для организации кредитования. Издержки на привлечение заемных средств отражают маржинальные затраты на все кредитные средства, используемые для выдачи ссуды. Административные или накладные расходы на предоставление кредитов рассчитываются с помощью функционального анализа издержек, или на основе отношения учетных затрат к средним активам, либо как-то иначе[23]. Метод их расчета может быть любым, лишь бы руководство банка имело основания полагать, что покрывающая эти издержки наценка действительно обеспечивает в целом по банку возмещение издержек на обслуживание кредитных операций. Что касается общих издержек в размере 12,75%, то они являются суммой цены денег (12%) и накладных расходов банка (0,75%).

Как мы видим, это классический затратный метод ценообразования, хотя в нем и присутствуют такие элементы, как премии за риски. Но их роль — погашение возможных убытков опять-таки самого банка. Интересы клиента банка не учтены никак.



[22] СинкиДж. Мл. Управление финансами в коммерческих банках. М., 1994. С. 608.

[23] Там же.

Предыдущая



Copyright © 2006 - 2023, Плановик.Ру - бизнес, право, управление