А.Н. Федоров
Банковский маркетинг
Конспект лекций. Ростов-на-Дону, 2009.
Глава 7. Маркетинг партнерских отношений и банковское ценообразование
7.3. Модель ценообразования на основе анализа прибыльности клиента
Одним из элементов такой маркетинговой стратегии является модель
ценообразования на основе анализа прибыльности клиента (customer profitability analysis)',
применяемая пока преимущественно при кредитовании юридических лиц. Эта модель
ценообразования исходит из того, что при установлении цены на конкретный кредит
конкретному клиенту банк должен принимать во внимание не только условия данной
обособленной сделки, но всю систему отношений по данному клиентскому счету.
Поэтому центральным звеном такого ценообразования является общий уровень
рентабельности по всем операциям с данным клиентом. Рассчитывается этот
показатель следующим образом:
, (7.1)
где NRRi — чистый (доналоговый) уровень рентабельности обслуживания i-го клиента (net before-tax rate of return
to the bank from the whole customer relationship);
TRi — совокупные доходы,
полученные банком от i-го клиента по выданным ему кредитам и иным оказанным услугам (total revenue from loans and other services
provided to the customer);
TCi — совокупные издержки банка по обслуживанию i-го клиента (total costs from providing
loans and other services to this customer);
NLFi — чистая сумма средств, использованных для обслуживания i-го клиента за вычетом его депозитов и
среднего остатка по расчетному счету.
Доходы, полученные банком от данного клиента, могут включать проценты по кредитам, плату
за резервирование средств, платежи за расчетное обслуживание и обработку данных
по банковским операциям клиента. Расходы банка включают оплату труда
сотрудников банка, обслуживавших данного клиента, издержки по подготовке к
выдаче ему кредита, проценты по его депозитам, издержки по выверке счетов,
различного рода операционные издержки (включая издержки по учету чеков, ведению
бухгалтерского учета по операциям с кредитами и депозитами и оказанию прочих
услуг), а также издержки по привлечению средств, использованных для
формирования кредита.
Чистая сумма средств равна сумме кредитов, выданных клиенту, за минусом средней
величины его депозитов, включая средний остаток по расчетному счету (с
корректировкой на величину обязательных резервов).
Пример
Чтобы схема расчета NRR была более понятной,
рассмотрим ее на условном примере[30]. Предположим, что фирма просит банк
открыть ей кредитную линию на 3 млн долл. на срок 9 месяцев. При этом
предполагается, что фирма использует всю сумму запрошенного кредита, но будет
хранить в банке компенсирующий депозит в размере 20% от этой суммы. Расчеты
аналитиков банка показывают, что доходы и издержки, связанные с обслуживанием
данного клиента, составят, долл.:
Источники доходов,
связанных с обслуживанием данного клиента
Процентный доход по
кредиту (ставка 12%, 9 мес.) 270 000
Платежи за резервирование
средств (1%) 30 000
Плата за управление
депозитом клиента 6000
Плата за перевод средств 2000
Платежи за трастовые и
бухгалтерские услуги 13 000
Итого доходы 321000
Издержки, связанные с
обслуживанием данного клиента
Доход, причитающийся
клиенту по депозиту (10%) 45 000
Стоимость денежных
средств, привлеченных для креди-
тования клиента 160
000
Издержки обслуживания
счетов данного клиента 25 000
Издержки по переводу
средств данному клиенту 1000
Издержки по подготовке
кредита 3000
Бухгалтерские издержки 1000
Итого издержки 235 000
Чистая стоимость
банковских резервов, которые необходимо создать для обслуживания данного
клиента в текущем году
Средняя стоимость
закрепленных за данным клиен-
том кредитных ресурсов 3000000
Средний остаток по
депозитному счету клиента (очи-
щенный от обязательных
резервов) -540 000
Чистая стоимость
кредитных резервов, необходимых
для обслуживания данного
клиента 2 460 000
Исходя из данных примера
можем теперь провести расчет.
Поскольку NRR >0, то предоставление
кредита данному клиенту для банка выгодно.
Как легко
понять, вводя в банковскую практику показатель NRR, мы получаем модель оценки прибыльности использования только
тех денежных фондов, которыми данный клиент воспользовался сверх депозитов,
размещенных им в данном банке. И если показатель NRR положителен, то предоставление кредита данному клиенту
целесообразно, так как банк сумеет получить доход от такой операции даже за
вычетом всех затрат по обслуживанию данного клиента, включая и альтернативные
издержки акционеров банка. Естественно, что банк может применять и более
жесткий критерий, выдавая кредиты только тем клиентам, для которых NRR не просто больше нуля, но и превышает некое установленное
руководством банка минимальное (пороговое) значение. Наконец, пороговое
значение NRR можно
установить дифференцированным, в зависимости от категории риска, к которой банк
относит того или иного потенциального клиента.
Если же
величина NRR оказывается
отрицательной, то у менеджеров банка есть несколько вариантов решений:
1)отказать в
предоставлении кредита;
2)повысить ставку по
кредиту;
3)ужесточить условия
кредитования или обслуживания либо увеличить плату за иные услуги, получаемые
клиентом от банка, чтобы в конце концов все же выйти на положительную величину NRR по запрашиваемому им кредиту.
Описанная
выше методика анализа прибыльности клиентов в настоящее время находится в
процессе развития. В связи с этим все более детализируются формы учета,
позволяющие учитывать даже самые незначительные статьи издержек и доходов,
связанных с отдельными клиентами (например, делается консолидированный баланс
доходов и расходов, если клиент пользуется услугами ряда дочерних структур
банка), что в свою очередь дает возможность все более точно дифференцировать
цены кредитов для различных заемщиков. Наконец, в настоящее время появляются
автоматизированные системы анализа прибыльности клиентов, позволяющие банку и
клиенту быстро моделировать различные варианты обслуживания и разные схемы ценообразования
на кредиты и прочие услуги, востребованные тем или иным клиентом. Последнее, о
чем стоит упомянуть: анализ прибыльности позволяет весьма точно анализировать
различия в прибыльности обслуживания разных клиентов, а также выявлять наиболее
эффективных кредитных офицеров — тех, которые добиваются в работе со своими
клиентами наивысших показателей NRR.
[30]
Rose PS. Commercial Bank
Management. N.Y.,
2002. P. 593.
|