Разделы
· О сайте
· Юриспруденция
· Управление предприятием
· Маркетинговый план
· Финансовое планирование
· Бизнес-планирование
· Исследования рынка
· Форумы по бизнесу
· Должностные инструкции
· Положения об отделах




Рекомендуем

Полезные ресурсы и публикации:
-



Плановик.Ру

Н.М. Подоприхин
Банковский менеджмент

Учебное пособие. Воронеж: Воронежский государственный технический университет, 2000

Предыдущая

5. Особенности организационных структур управления коммерческого банка

На структуру управления КБ-ом решающее влияние оказывает форма мобилизации СК. Второй фактор — организационное построение КБ, определяет степень развития его филиальной сети, его самостоятельность и структуру задействованного персонала.

Независимо от формы организации СК право управления КБ-ом имеют его учредители. Такое право реализуется с помощью непосредственного участия в органах управления КБ-ом.

Одна из основных функций в процессе управления КБ-ом определение стратегических направлений развития организации. Процесс рассмотрения стратегических перспектив, принятие решений обоснования КБ, принятие устава КБ, рассмотрение отчётных балансов КБ находится в управлении собрания акционеров. Высший орган реализует свои непосредственные функции через исполнительный и контрольный органы.

Функционирование КБ, права и обязанности её сотрудников определяется уставом КБ. В уставе КБ конкретизируется ответственность его председателя. Для упрощения форм управления КБ в настоящее время создаются кредитный и ревизионный комитеты. Функции данных исполнителей комитетов определяют анализ размещенных средств, путей их размещения и контроль за проведением правомерности сделок, законности выбираемых операций и общую постановку банковского контроля. Организационная структура КБ формируется подразделениями, управлениями, службами, отделами.

Важное условие эффективности функционирования организации банка-выбор оптимальной организационной структуры — она должна соответствовать следующим принципам:

1)  Дифференциация — определяет функционирование отделов и подразделений в условиях чётко разграниченной компетенции

2)  Пропорциональность характеризует формирование объёма работ, равномерную загруженность всех остальных подразделений.

3)  Непрерывность определяется возможность постоянного функционирования подразделений и отделов.

Основной критерий организационного построения банковской организации — экономическое содержание и объём выполняемых банком операций.

Организационная структура может пересматриваться в связи с необходимостью регулировать новые направления работы КБ или перераспределение обязанностей в организации.

Различают две формы управления:

1)  Организационное управление.

2)  Экономическое управление.

Организационное управление — определяет расстановку и порядок взаимодействий подразделений, распределений и перераспределения их обязанностей, формирует иерархию подчинённых, характеризует взаимосвязь исполнительных и контрольных органов в области передачи информации.

Экономическое управление реализует управление функции, касающейся финансового функционирования КБ, обеспечивает ликвидность, рентабельность и надёжность организации, занимающейся определением перспективных финансовых направлений, составляет бизнес планы, анализирует выполнение принятых решений, разрабатывает конкретные мероприятия по оптимизации активов и пассивов, операций КБ.

Центральное звено в осуществлении активных операций — управление кредитованием. Совместно с экономическим управлением и кредитным комитетом управление определяет общую политику и порядок её реализации в зависимости от направления кредитования и финансирования.

Работу экономического и кредитного управлений курируют заместители председателя КБ. Работу других управлений — заместители Председателя КБ, которые одновременно являются директорами соответствующих отделов.

Отдел анализа и прогнозирования занимается решением комплекса вопросов по определению текущей и перспективной ликвидности, проводит анализ ф/х деятельности КБ. В то время как организация управления ориентируется на функционирование отдела организации хозрасчётной деятельности (Анализ расходов, доходов КБ, меры по их оптимизации).

Работу остальных структурных подразделений контролируют помощники председателя КБ. Их контроль осуществляет отдел планирования экономического управления.

Организационная и управленческая структура регламентируется уставом, в котором существует положение об органах управления и их структуре. Одно из основных подразделений КБ-Совет КБ, на который возлагается функция определения основных стратегических направлений развития организации. Управление организационной структурой — сложная схема взаимодействия отдельных подразделений и служб. Полная организационная структура, количество отделов, специализация служб, состав руководства и распределение полномочий во многом зависят и распределяются экономической целесообразностью. В общей организационной структуре можно выделить два типа отделов:

1) Отделы, выполняющие штабные функции;

2) Линейные отделы, непосредственно занятые выполнением операционной работой.

Основа деятельности штабных отделов — обслуживание линейных подразделений и помощь этим отделам для повышения эффективности их деятельности.

В настоящее время не существует КБ-ов с практически одинаковой структурой. Изменяется набор подразделений, состав руководящих органов, меняются задачи, система взаимодействия между отделами. Именно она определяет схему построения банковских организаций.

В современном банковском менеджменте существуют несколько принципиальных схем построения КБ, каждая из которых адекватна определённому типу финансового рынка:

1) В условиях локального рынка, ограниченного контингента клиентов, отсутствия активного соперничества других КБ, переразвития или полного отсутствия филиальной сети. Наиболее распространённой является пирамидальная схема построения КБ.

Для схемы характерна предельная простота связей между руководством и подчинёнными и непосредственное подчинение отделов высшему руководству.

В КБ-е, имеющем пирамидную схему, как правило, существует 6-8 отделов, охватывающих основной круг операций. Вообще все схемы построения банковских организаций характеризуются двумя видами взаимосвязей в рамках передачи информации:

а) Вертикальные связи — характеризуют жёсткую иерархию,

б) Горизонтальные связи определяют более демократичные подходы к процессу управления в КБ.

2) С усилением специализаций отдельных операций, с переходом от оптовых операций избранной клиентуры к розничному обслуживанию отдельных клиентов, с расширением объёмов банковской деятельности — организаторская структура КБ неизменно меняется. При этом может существовать множество вариантов, которые имеют одну общую черту: всё больше полномочий переходят от центральных органов управления к руководителям более низкого звена. Возникают промежуточные звенья между руководством КБ и низовыми структурами. Одна из альтернативных схем обеспечивает равномерное распределение функций и усиление роли отделов КБ, появляется географическая структура КБ.

 

Подобная организационная структура в большей своей части определяется областью взаимодействия конкретных подразделений и районом применения выбранного направления. При этом сама структура носит ярко выраженный предпринимательный характер, характеризующаяся перспективными горизонтальными связями при существующей иерархии.

3) На большей территории организация банковского учреждения характеризуется функциональной схемой.

Согласно схеме управления основанной на чётком разделении функций, аккумуляции ресурсов и способов их использования.

По мере расширения банковской деятельности происходит специализация специальных оперативных звеньев. Такое изменение происходит на региональных и общенациональных ресурсах. Для совершенствования организационной структуры привлекаются специалисты, эксперты и новые технологии. В этих условиях целесообразно создавать внутри КБ систему специализированных центров, предоставляющих клиентам набор определённых финансовых услуг, проводящих операции по альтернативным направлениям, имеющим свои службы, аппарат управления, собственную смету, калькуляцию издержек и прибыли. Пример типичного профит-центра — трастовый отдел КБ, функции каждого в значительной мере обособлены, что позволяет чётко оценивать затраты и результаты рабочих отделов.

Система профит-центров обладает высокой мобильностью и может адекватно реагировать на изменение рынка.

Преимущество системы — возможность обладания единой системой распределения банковских ресурсов. В ситуации, когда на рынке банк организации имеет большую степень специализации, создаётся банковый холдинг. Во многом его структура близка со схемой профит-центра, т.к. дочерние филиалы обладают большой самостоятельностью, но отличие в методах контроля, зависящие от формы собственности.

Профит-центры существуют в рамках единого КБ, а дочерние филиалы холдинга имеют статус самостоятельных юридических лиц

Банковский холдинг может контролировать небанковские учреждения, тесно связанные с банковской деятельностью (финансовые, трастовые, лизинговые, инвестиционные компании.)

По закону о банках и банковской деятельности холдинги не имеют право приобретать более 20% акций, входящих в них компаний.

Общие преимущества холдинга — высокая самостоятельность дочерних компаний. Одна из форм холдинга — сетевая схема организации КБ. Это схема предполагает наличие центральной координальной организации, но связей между ней и др. фирмами регулируется с помощью контрактных соглашений. В рамках такой схемы банк выступает как центральные группы, может иметь сложную структуру договоров с брокерскими фирмами, выполняя поручения по политике ц/б на фондовой бирже, но банк не имеет в своём портфеле акций.

Высокая степень специализации достигается в крупном КБ, который может одновременно быть и холдинговой компанией. Такой КБ может одновременно контролировать небанковские учреждения (специализированные институты, страховые, лизинговые, фрахтовые компании, а также компании по выпуску дорожных и кредитных карт). Как показала банковская практика, в подобной организации есть пять или шесть вице-президентов, которые несут ответственность за определённые сферы деятельности КБ. Общая схема организации определяется как типовая схема организации крупного КБ.

1)  Совет директоров.

2)  Президент и председатель совета.

3)  Ревизор.

4)  Вице-президент по инвестициям.

5)  Вице-президент по ссудам.

6)  Вице-президент и казначей кассовых операций.

7)  Вице-президент маркетинга.

8)  Вице-президент по трасту.

9)  Блок рассматривает вопросы, связанные с:

а)С/х

б)Промышленность, торговля

в)Потребитель

г)Недвижимость

д)Кассы по чекам и др.

е)Кредитный отдел

10) Блок:

а)Кассиры

б)Закупки

в)Кредитный анализ и учёт издержек

г)Хранение ценностей

д)Кадры

е)Бухгалтерия, проверка и сортировка документов в пути.

11) Блок занимается:

а)Изучением рынка

б)Рекламой

в)Развитием деловых связей

12) Отдел инвестиций и ц /б.

13) Отдел расчётно-ссудных операций

14) Отдел ревизий.

15) Отдел пассивных операций.

16) Отдел доверительных операций.

17) Отдел маркетинга.

Структура управления по общей схеме базируется на шести основных отделах, охвативших все виды операций. В составе КБ есть два внутренних комитета: ссудный и административный. Функции сов. управления — определение целей КБ, формирующие банк, политический подбор руководящего персонала, контроль за ссудами, инвестициями, создание комитетов, консультирование внутри КБ.

Основная должностная иерархия предполагает иерархическую ответственность (директор несёт большую ответственность). Оптимальная структура подразделений и служб обеспечивается следующими показателями: временем передачи информации, временем исполнением решений, временем на доклад об исполнении, структуры заработной платы, количеством сотрудников, квалификацией сотрудников, наличие системы высоких технологий.

Предыдущая



Copyright © 2006 - 2023, Плановик.Ру - бизнес, право, управление