Н.М. Подоприхин
Банковский менеджмент
Учебное пособие. Воронеж: Воронежский государственный
технический университет, 2000
6. Система планирования
Система банковского планирования состоит из стратегического
планирования и планирования маркетинга.
Современный банковский рынок — это место, где
встречаются и подвергаются конкурентной проверке не столько сами предлагаемые
банковские продукты, сколько системы планирования, способности банковских
институтов делать правильные выводы из всего потока информации и в соответствии
с ними принимать тщательно обдуманные решения. Элементы планирования присутствуют
в деятельности любой организации. Причем это касается не только текущего, но и
перспективного планирования, от качества которого зависит успех деятельности
банка.
Сейчас у нас появляется довольно много скептически
настроенных по отношению к любой форме проявления плана людей. Это вполне
понятно: из одной крайности часто хочется броситься в другую — уйти от полной,
всеобщей запланированности в сферу анархии, стихии. Однако, как обычно оказывается,
истина лежит где-то посередине. Планирование нужно, но восприниматься оно
должно не как догма. Без плана трудно добиться согласованных действий внутри
банковской организации, сложно поддерживать приоритетность одних направлений
деятельности не в ущерб другим, и, наконец, извращается само понятие контроля,
который без учета ориентиров, вырабатываемых в процессе планирования,
превращается в пустую формальность.
Стратегическое планирование — это сущностная составная часть
процесса стратегического управления банковской деятельностью. Его результатом
должно являться установление долгосрочных целей и выработка планов текущей
деятельности, направленных на их достижение. Как правило, в банковском
стратегическом плане находят отражение:
1) исходные условия и оценка среды, в которой банку
предстоит действовать;
2) приоритеты рынка, под воздействием которых происходит
распределение средств;
3) оценка сильных и слабых сторон банка, возможностей и опасностей;
4) коррективы стратегии в целях реализации рыночных
возможностей;
5) выбор времени стратегических действий;
6) ожидаемые результаты.
Начиная с установления долгосрочных целей и определения
приоритетов инвестирования, банк осуществляет разработку стратегии действий, в
неразрывном единстве с которой происходит определение размеров средств, необходимых
для ее реализации. В развитие стратегии разрабатываются текущие планы,
направленные на внесение в нее стратегических изменений, необходимость которых
диктуется постоянной переменой рыночных условий. Внесением этих изменений
определяется круг задач менеджеров. Здесь проявляется коренное отличие
догматичности принятого у нас раньше планирования от стратегического
планирования, практикуемого во многих западных банках. Именно благодаря учету
текущей ситуации, можно осуществить корректировку избранной стратегии, которая
является неотъемлемым условием достижения банком желаемых стратегических целей
в любом виде банковской деятельности.
6.1. Различные подходы к стратегическому планированию
6.2. Содержание стратегического плана
|