С.В. Киселева
Маркетинг в банке Учебно-методическое пособие для студентов экономических специальностей. Минск 2003
3. Маркетинговая информация
Маркетинговая информация является неотъемлемой частью маркетинга в
банке и основой для проведения маркетинговых исследований, принятия управленческих
решений.
Во внутрибанковском информационном
обеспечении особое значение приобретает объективная финансово-экономическая
информация. Достоверность и качество этой информации определяются в большей
мере уровнем развития применяемых информационных технологий, степенью
автоматизации управленческого труда.
Маркетинговая информация подразделяется на
внешнюю (представлена системой сбора внешней информации) и внутреннюю
(представлена системой внутренней отчетности).
Система сбора внешней информации
предназначена для актуализации знаний о среде: конкурентах, клиентах,
контактных аудиториях, а также о ситуации на рынках (географических,
клиентских, продуктовых и др.), на которых банк функционирует или которые для
него являются потенциальными.
Внешняя информация может быть получена:
-
ежедневной обработкой
(прочтением и занесением в базу данных) информации, полученной из печатных и
электронных средств массовой информации;
-
ознакомлением с
печатной продукцией банков-конкурентов, клиентов и др.;
-
проведением бесед с
клиентами и прочими контактными лицами, не являющимися штатными работниками
банка;
-
сбором статистических
данных;
-
обработкой данных,
полученных от информационных агентств согласно договорам на обслуживание;
-
просмотром сайтов в
Интернет и др.
Система внутренней отчетности
характеризует банк с точки зрения внутреннего состояния. Система внутренней
отчетности направлена на полное и достоверное отражение текущей деловой
информации, выдачу оперативных сведений. Это требует современных автоматизированных
систем сбора и
предоставления данных, новейших информационных технологий, информационных
сетей.
Среди источников системы внутренней
отчетности можно выделить:
-
отчетность отделов
(департаментов, управлений), а также региональных подразделений (филиалов, РКЦ,
РСК);
-
бухгалтерскую
отчетность (данные операционного дня);
-
аудиторские заключения
международных, национальных аудиторских компаний.
Отлаженная система внутренней отчетности
позволяет за короткий промежуток времени получить информацию о состоянии ликвидности
банка, объемах выданных кредитов, долях отдельных кредитозаемщиков, принятых
депозитах, в том числе с разбивкой по срокам, рассчитать показатели КОЕ, КО А
на определенную дату и др.
Компьютеризированная система внутренней
отчетности позволяет не только накапливать текущие и прошлые данные на бумажных
носителях, что является положительным моментом, но и хранить данные прошлых
периодов, к которым можно обратиться без особых затруднений.
Немаловажен тот факт, что современные
системы передачи и обработки внутренней информации позволяют проводить
согласование отдельных вопросов или информировать о внутренних банковских
процессах через компьютер. Такие системы в настоящее время внедрены в некоторых
банках Республики Беларусь и показали свое преимущество: они значительно
экономят время, не требуют множества переговорных комнат в банке, в обсуждении
вопросов и принятии решений может участвовать неограниченное количество лиц,
результаты обсуждения быстро доводятся до исполнителей.
Единственный аспект в том, что современная
постановка вопроса о системе внутренней отчетности требует значительного и
постоянного вложения средств в компьютерную технику и технологии, что могут
позволить себе далеко не все банки.
Источники сбора информации подразделяются
на первичные и вторичные.
Первичные источники характеризуются тем,
что информация из них никем ранее использована не была. Она обычно представлена
в необработанной форме в виде таблиц, анкет и т.п., приведена без
соответствующих сравнений, не содержит выводов и предложений.
Вторичную же информацию уже собирали для
какой-то цели. Существенным недостатком вторичной информации является то, что
она вполне может уже устареть или же направления прошлых исследований не совсем
совпадают с инициированными исследованиями. Однако ретроспектива результатов
вторичных исследований полезна, если необходимо сделать сравнение актуальной
информации с данными предыдущих периодов.
В равной степени первичными и вторичными
источниками информации могут являться: газеты, журналы (научные, популярные,
отраслевые — банковские и финансовые), телевидение, радио, годовые отчеты и
буклеты банков и клиентов, статистические данные, личные контакты и т.д.
Причина сложностей в выделении первичных и
вторичных источников связана с тем, что они одновременно могут представлять как
первичную, так и вторичную информацию. Например, ежемесячный доклад о работе
народного хозяйства Министерства статистики и анализа Республики Беларусь в
отличие от другого оперативного поставщика статистических данных — Статистического
бюллетеня — содержит, кроме показателей, отражающих состояние производства в
промышленности, сельском хозяйстве, состояние платежного баланса,
государственного бюджета, включает аналитические данные по отраслям
промышленности, транспорта, сельского хозяйства, рассматривает направления
изменения экспортно-импортного потенциала страны и др. Таким образом, и одно, и
второе издание может рассматриваться как первичный либо вторичный источник
информации.
Контрольные
вопросы
1. Охарактеризуйте систему маркетинговой информации в сфере
банковской деятельности.
2. Назовите
источники получения внешней информации.
3. Перечислите
основные источники системы внутренней информации.
4. Что такое первичная информация? Назовите ее преимущества и
недостатки.
5. Дайте характеристику вторичной информации, назовите ее
преимущества и недостатки.
6. Перечислите
основные источники информации о конкурентах.
Тест
1. Система внутренней отчетности предназначена:
а) для
осуществления контроля деятельности работников банка;
б) аккумулирования
и поиска необходимой информации в процессе деятельности банка;
в)
аккумулирования результатов исследований внешней среды.
2. Какие из нижеперечисленных пунктов не
являются источниками внутренней информации:
а) отчетность
отделов и других структурных подразделений;
б) бухгалтерская отчетность;
в) литература компаний о производимой продукции;
г) личные контакты с клиентурой;
д) результаты внутренних исследований;
е) акты ревизий, проверок, различного рода справки?
3. Является ли обмен информацией с
дирекцией и служащими других банков источником внешней информации:
а) да;
б) нет?
4. Какая информация занимает важнейшее место в системе сбора
информации:
а) о поставщиках;
б) о посредниках;
в) о конкурентах;
г)о банковском продукте?
5. Является ли заключение аудитора
источником внутренней информации:
а) да;
б) нет;
в) зависит от
вида заключения?
6. Проводится ли анализ маркетинговой
информации с помощью современных статистических методик:
а) да;
б) нет?
7. Какие статистические методики являются
основными для обработки информации:
а) метод
относительных величин;
б) метод средних
величин;
в) индексный метод;
г)
вышеперечисленные?
8. Верно ли то, что система анализа
маркетинговой информации включает статистический банк и банк моделей:
а) верно;
б) неверно?
|