А.М. Рыбников
Платежные системы
Учебное пособие – Симферополь: ТНУ, 2011. – 228 с.
Глава 3. Технологическая инфраструктура платежных систем
3.2. Средства обработки данных
Средства обработки данных включают
электронно-вычислительное оборудование, программную среду, которая обеспечивает
функционирование оборудования и контроль над ними (системное программное
обеспечение), а также прикладное программное обеспечение, предназначенное для
непосредственной обработки платежей.
Существует четыре структурных
уровня системы обработки данных:
1) прикладной;
2) электронно-вычислительный;
3) коммуникационный;
4) операционный.
Методы введения, проверки,
подтверждения, передачи, сортировки, обработки и сохранения данных реализуются
с помощью трех компонентов:
1) компьютерного обеспечения;
2) программного обеспечения;
3) вспомогательной инфраструктуры.
Компьютерное обеспечение может быть рассчитано на разные
объемы работы. Обработка данных осуществляться:
- централизованно, когда
используются универсальные компьютеры большой мощности;
- распределенно, когда
используются персональные компьютеры.
Программное обеспечение существует двух видов:
1) системное программное обеспечение дает возможность компьютеру
управлять своими ресурсами для обработки данных и структуризации процесса
использования этих ресурсов прикладными программными комплексами;
2) прикладное программное обеспечение – набор компьютерных программ,
которые позволяют системе решать конкретные задачи, ставящиеся пользователями.
На практике используют пять
основных видов системного программного обеспечения:
1) операционные системы, которые
управляют работой компьютеров и обеспечивают их взаимодействие с другими
аппаратными средствами;
2) системы управления базами данных
для записи, сохранения и выведения данных;
3) системы контроля связи, которые
управляют обменом данными между вычислительными средствами и пользователями.
4) программы защиты данных, которые
контролируют доступ к системе и целостность данных;
5) программы оперативного управления,
которые позволяют операторам управлять всей системой и контролировать её
работу.
К вспомогательной
инфраструктуре относят: системы энергообеспечения, контрольную
аппаратуру, приборы сигнализации о выходе из строя электрического оборудования
и возникновении других небезопасных или аварийных ситуаций, и т.п.
Внутрибанковская платёжная система
должна использовать программно-техническое обеспечение, систему защиты
информации и телекоммуникационные каналы связи, которые гарантируют:
• надёжную многоуровневую защиту
информации от несанкционированного доступа, использования, модификации на
разных этапах её формирования, обработки, передачи и приёма;
• контроль за достоверностью
информации на всех этапах её обработки;
• процедуры и механизмы, которые
после сбоев или других нарушений работы внутрибанковской платёжной системы
(ВПС) дают возможность возобновить работу без снижения требований к защите
информации;
• фиксирование попыток
несанкционированного доступа к системе расчётов (с немедленным информированием
об этом банком-владельцем ВПС Национального банка);
• автоматическое ведение протокола
самых критических моментов работы (вход, формирование межбанковских электронных
расчётных документов и т.п.) и обеспечение его защиты от модификации,
формирование архива этого протокола во время закрытия рабочего дня;
• формирование и сохранение архивов
электронных банковских документов соответственно к требованиям
законодательства;
• надёжное резервирование для поддержки
бесперебойного функционирования ВПС и возобновления её деятельности в случае
нарушения её работы или возникновении чрезвычайных ситуаций.
|