И.К. Шевченко
Организация предпринимательской деятельности
Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004
Глава 6. Культура предпринимательства
6.1. Сущность культуры предпринимательства
Культура предпринимательства является неотъемлемым элементом организации предпринимательской
деятельности. Она базируется на общих понятиях культуры и неразрывно с ней связана.
Культура - это совокупность производственных, общественных и духовных потребностей людей.
Так определяется сущность этого понятия в Словаре русского языка С.И. Ожегова. Далее в Словаре
дается еще одно определение этого комплексного понятия: культура - это высокий уровень чего-нибудь,
высокое развитие, умение.
Культура предпринимательства - это определенная, сложившаяся совокупность принципов, приемов,
методов осуществления предпринимательской деятельности субъектами в соответствии с действующими
в стране (обществе) правовыми нормами (законами, нормативными актами), обычаями делового оборота,
этическими и нравственными правилами, нормами поведения при осуществлении цивилизованного
бизнеса.
Как известно, предпринимательская деятельность - это свободная деятельность дееспособных
граждан и(или) их объединений. Но экономическая свобода в осуществлении предпринимательской
деятельности не означает, что ее участники свободны от неисполнения установленных принципов
и методов регулирования предпринимательской деятельности. Государство устанавливает определенные
преграды для ограничения проявления всемерной экономической свободы отдельными представителями
предпринимательской деятельности во имя защиты интересов и экономической свободы других участников
предпринимательства и других субъектов рыночной экономики, общества в целом.
Культура предпринимательства означает, что самостоятельность и экономическая свобода субъектов
предпринимательской деятельности противоречат их неоправданной инициативе. Поэтому государство
устанавливает меры и формы ответственности за нарушение предпринимателями правовых норм, регулирующих
предпринимательскую деятельность. Так, в соответствии Конституцией РФ не допускается экономическая
(предпринимательская) деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию,
а ст. 57 Конституции установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и
сборы. Уголовным законодательством установлены меры уголовной ответственности за незаконное
и лжепредпринимательство и другие деяния граждан, не соответствующие законной деятельности.
Первым всеобщим элементом культуры предпринимательской деятельности является ее законность.
Вторым элементом - строгое выполнение обязательств и обязанностей, вытекающих из правовых
актов, договорных отношений и совершаемых законных сделок, из обычаев делового оборота, что
проявляется в ненанесении не только имущественного, но и морального вреда партнерам, конкурентам,
потребителям, наемным работникам.
Следующим важным элементом культуры предпринимательства является честное ведение его субъектами
своего бизнеса. Честное отношение к людям, потребителям, партнерам, государству - это действительно
ведущий признак культуры предпринимательства.
Важно также соблюдение предпринимателями общих этических норм, включающих профессиональную
этику, этические кодексы фирмы, общепринятые правила осуществления бизнеса, уровень культуры
и воспитания предпринимателей, степень их притязаний, соблюдение обычаев и нравов, действующих
в обществе, уровень знаний, необходимых для осуществления законного бизнеса и др.
Культура предпринимательства как проявление правовых и этических критериев (норм) включает
следующие отношения: с государством, с обществом, с потребителями, со служащими, с партнерами,
с конкурентами и другими хозяйствующими субъектами, а также соблюдение действующих правовых
актов, стандартов, правил, норм, прямо или косвенно влияющих на развитие предпринимательства.
Предпринимательская деятельность направлена на систематическое извлечение прибыли, но не
всяческими путями и методами, а только на законных основаниях. Культура предпринимательства
означает, что предприниматели, создав собственное дело, осуществляют законный бизнес и получают
доход (прибыль) на законных основаниях.
Формирование культуры предпринимательства определяется многими факторами, среди которых первые
места занимают цивилизованная внешняя предпринимательская среда, общественный и государственный
менталитет, реально действующие правовые нормы, устанавливающие права, обязанности, ответственность
предпринимателей, защищающие их от агрессивной окружающей среды, и, конечно, сам предприниматель
и его корпоративная культура.
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Предпринимательская этика и этикет
- Технико-экономическое обоснование создания нового предприятия
- Основные элементы механизма защиты предпринимательской тайны
- Ответственность предпринимателей за нарушение антимонопольного законодательства
- Прекращение деятельности предприятия
- Сущность и виды ответственности предпринимателей
|