Вл.Т. Батычко, Вик.Т. Батычко
Прокурорский надзор Конспект лекций. Таганрог: ИТА ЮФУ, 2015.
Лекция 4. Надзор прокурора за соблюдением и исполнением законов
4.2. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов
Прокурор при осуществлении возложенных на него функций
вправе:
— по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно
входить на территории и в помещения учреждений и организаций, поднадзорных
органам прокуратуры. Единственным ограничением, не позволяющим прокурору
реализовать право свободного доступа, может служить отсутствие у него допуска
надлежащей формы, обязательного для проведения проверок на режимных
предприятиях;
— при реализации надзорных полномочий иметь свободный
доступ к документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с
поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
— требовать от руководителей и других должностных лиц
указанных органов представления необходимых документов, материалов,
статистических и иных сведений;
— выделять специалистов для выяснения возникших
вопросов;
— проводить проверки по поступившим в органы
прокуратуры материалам и обращениям, ревизии деятельности подконтрольных или
подведомственных ему организаций;
— вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по
поводу нарушений законов;
— по основаниям, установленным законом, возбуждать
уголовное дело или производство об административном правонарушении, требовать
привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом
ответственности;
— предостерегать о недопустимости нарушения закона;
— освобождать своим постановлением лиц, незаконно
подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных
органов;
— опротестовывать противоречащие закону правовые акты,
обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов
недействительными;
— вносить представление об устранении нарушений
закона.
Должностные лица органов прокуратуры обязаны
приступать к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении
проверок и ревизий незамедлительно.
Правовые средства прокурорского реагирования входят в
систему полномочий, предоставленных прокурору для осуществления надзора за
соблюдением Конституции и исполнением законов. Надлежащим образом используя эти
правовые средства, прокурор добивается пресечения выявленных нарушений закона,
восстановления нарушенных прав и свобод граждан, интересов общества и
государства.
Протест прокурора — это акт (документ)
прокурорского реагирования на нормативно-правовой акт государственного органа,
органа местного самоуправления или должностного лица, содержащий подкрепленное
фактическими данными требование об отмене данного акта или приведении его в
соответствие с законом.
Право принести протест на противоречащий закону правовой акт принадлежит
исключительно прокурору или его заместителю. Следует отметить, что принесение
протеста — это не только право, но и обязанность прокурора реализовать свое
полномочие по принесению протеста в каждом случае обнаружения нормативных
правовых актов, противоречащих Конституции и федеральным законам.
Протест может быть принесен: 1) в орган или должностному лицу, которые издали этот
акт; 2) в вышестоящий орган или
вышестоящему должностному лицу органа, издавшего
нормативный акт; 3) в суд в порядке, предусмотренном процессуальным
законодательством РФ. Куда конкретно должен быть направлен протест,
непосредственно решает прокурор. Однако в любом случае его выбор должен
основываться на принципах эффективности и целесообразности.
Протест прокурора на незаконные нормативные правовые
акты всегда приносится в письменной форме.
По своему содержанию протест состоит из следующих
элементов:
— названия органа, в который этот протест приносится,
с указанием его юридического адреса, а при необходимости фамилии, имени,
отчества должностного лица и даты принесения протеста;
— наименования средства прокурорского реагирования на
выявленное нарушение законности — протест прокурора — с указанием конкретного
нормативного правового акта, на который он принесен, его номера и даты
принятия;
— общей характеристики опротестуемого нормативного
правового акта;
— указания статьи, части, пункта нормативного
правового акта, противоречащих Конституции и федеральному законодательству;
— приведения конкретных норм Конституции и
федерального законодательства, которым противоречит опротестуемый нормативный
правовой акт;
— предложения (в заключение протеста) соответствующему
должностному лицу или органу о приведении нормативного правового акта в
соответствие с Конституцией и федеральным законодательством с указанием сроков
исполнения этого протеста и разъяснением обязанности об уведомлении о результатах
рассмотрения данного протеста;
— подписи прокурора.
Внесенный прокурором протест подлежит обязательному
рассмотрению не позднее чем через 10
дней с момента его поступления в соответствующий орган или должностному лицу.
В случае принесения протеста на решение
представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного
самоуправления он подлежит рассмотрению на ближайшем его заседании. При
рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается
прокурору, принесшему протест. При наступлении исключительных обстоятельств,
требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить
сокращенный срок рассмотрения протеста.
О результатах рассмотрения протеста незамедлительно
сообщается прокурору в письменной форме.
Протест до его рассмотрения может быть отозван
принесшим его лицом.
Представление прокурора — это
документ прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, которые
наступили в результате действий (бездействий) или принятия незаконных решений
государственными органами и их должностными лицами.
Представление об устранении нарушений закона вносится
прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые
полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному
рассмотрению.
Представление имеет письменную форму и по своему
содержанию включает в себя следующие элементы:
— фамилию, имя, отчество должностного лица, которому
адресуется представление и которое правомочно устранить выявленное нарушение
закона, юридический адрес организации, дату вынесения представления;
— наименование документа, указание сферы общественных
отношений, где были выявлены нарушения (например, Представление об устранении
нарушений законодательства об охране здоровья детей);
— полное название организации, где была проведена
прокурорская проверка; описание выявленных нарушений закона, их негативные
последствия, отражение причин и условий, способствовавших наступлению этих
последствий; указание ответственных лиц, разъяснения нарушенных законов,
предложения по их устранению. Прокурор также требует привлечения к юридической
ответственности лиц, допустивших нарушения и способствовавших их совершению,
приводятся соответствующие, основанные на фактических обстоятельствах дела
аргументы;
— требования прокурора принять меры к устранению
нарушений законодательства, обеспечить гарантированные Конституцией и
федеральными законами общественные отношения и доложить о результатах
рассмотрения представления ему в течение месяца.
В том случае, если прокурор ставит вопрос о
рассмотрении его представления на заседании коллегиального органа, то он должен
просить уведомить его о дне и часе заседания для его непосредственного участия
в рассмотрении представления;
— подпись прокурора или его заместителя с указанием
фамилии, должности и специального звания.
В течение месяца со дня внесения
представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных
нарушений закона, причин и условий, им способствовавших; о результатах принятых
мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении
представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания. В
случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции и законам РФ
Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента РФ. Если в ходе
проведения прокурорской проверки обнаружены обстоятельства, указывающие на
наличии в действии (бездействии) или принятых решениях признаков состава
преступления или административного правонарушения, то в этом случае прокурор,
исходя из характера нарушения закона должностным лицом, на основании
мотивированного постановления передает материалы проверки по подследственности
следователю для решения вопроса о возбуждении уголовного дела или
самостоятельно принимает решение о возбуждении административного производства,
или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в
орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об
административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.4 КоАП о возбуждении дела
об административном правонарушении прокурором выносится постановление.
Последнее должно содержать следующие, предусмотренные ст. 28.2 КоАП, сведения:
дату и место его вынесения, должность, фамилию и инициалы лица, вынесшего
постановление, данные о лице, в отношении которого возбуждено дело об
административном правонарушении, место, время совершения и событие
административного правонарушения, статью КоАП или закона субъекта РФ,
предусматривающую административную ответственность за данное административное
правонарушение, и другую информацию.
Такое постановление выносится немедленно после
выявления совершения административного правонарушения, а если требуется
дополнительное выяснение обстоятельств дела либо сведений о физическом или о
юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном
правонарушении, то постановление выносится в течение двух суток с момента
выявления административного правонарушения.
В случае проведения административного расследования
постановление о возбуждении дела об административном правонарушении выносится
прокурором по окончании расследования.
Постановление прокурора о возбуждении производства об
административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то
органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах
рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.
В целях предупреждения правонарушений и при наличии
сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель
направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о
готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской
деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам
предостережение о недопустимости нарушения закона.
В соответствии с указанием Генерального прокурора РФ
от 06.07.1999 № 39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения
закона» применение предостережения отнесено к исключительной компетенции
прокурора и его заместителей. Другие работники прокуратуры такими полномочиями
не обладают.
Предостережение применяется только при осуществлении надзора за исполнением законов и
законностью правовых актов. Для профилактики нарушений закона при производстве
дознания, предварительного следствия и рассмотрении дел судами прокурорам
надлежит использовать иные средства прокурорского реагирования, предусмотренные
законом.
Предостережение должно быть объявлено во всех случаях,
когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях.
Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные
сведения о готовящихся противоправных деяниях, которые могут привести к
совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным
интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих
уголовную ответственность.
Предостережение о недопустимости нарушений закона не
может быть адресовано гражданам и юридическим лицам. Его следует объявлять
должностным лицам поднадзорных прокуратуре органов, а также руководителям или
иным лицам общественных (религиозных) объединений.
Применению предостережений в обязательном порядке должна
предшествовать проверка прокурором сведений о готовящихся противоправных
деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных
объяснений. Предостережение о недопустимости нарушений закона должно быть
оформлено в виде специального прокурорского акта в письменной форме.
В случае неисполнения требований, изложенных в
указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может
быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке. Применение
предостережения отнесено Законом о прокуратуре к исключительной компетенции
прокурора и его заместителей. Другие работники прокуратуры такими полномочиями
не обладают.
|