Вл.Т. Батычко, Вик.Т. Батычко
Прокурорский надзор Конспект лекций. Таганрог: ИТА ЮФУ, 2015.
Лекция 4. Надзор прокурора за соблюдением и исполнением законов
4.3. Надзор прокурора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ
В приказе Генерального прокурора РФ от 02.10.2007 №
155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых
актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного
самоуправления» отмечается, что многие прокуроры, отстаивая принципы
федерализма, последовательно используют полномочия на признание
недействительными противоречащих федеральным конституционным и федеральным
законам нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ,
активно обращаются в республиканские конституционные суды с ходатайствами о
неконституционности региональных законов.
Вместе с тем в некоторых случаях следует отметить
недостатки в работе органов прокуратуры. Отдельные прокуроры субъектов РФ
примиренчески относятся к принятию в регионах нормативных актов, противоречащих
федеральному законодательству, уклоняются от их опротестования или внесения
представлений. В некоторых субъектах РФ подобные факты привели к значительному
увеличению числа нормативных правовых актов, посягающих на основополагающие
права и свободы граждан, общества и государства.
В результате продолжительного действия незаконных
правовых актов на местах возникают серьезные конфликты между властными
структурами и населением.
В связи с этим прокуроры должны исходить при
организации надзора за законностью правовых актов из того, что прокуратура
обязана безотлагательно реагировать на все факты принятия в регионах
конституций, уставов, законов, указов, постановлений, распоряжений и иных
нормативных актов, противоречащих Конституции и федеральному законодательству.
Персональная ответственность за это ложится на прокуроров субъектов РФ.
Для налаживания эффективной работы с правовыми актами
субъектов РФ необходимо:
— обеспечить активное участие прокурорских работников
в подготовке законодательных актов, касающихся всего населения соответствующих
территорий или затрагивающих права отдельных социальных групп и граждан,
рассматривать эту деятельность как реальную возможность отстаивания публичных
интересов;
— совершенствовать методику сбора, накопления и
обработки сведений о противоречащих федеральному законодательству нормативных
актах органов государственной власти; эффективно использовать в этих целях
деловое сотрудничество с полномочными представителями Президента РФ в регионах;
регулярный обмен информацией с контролирующими органами, общественными (в
первую очередь правозащитными) организациями, средствами массовой информации;
экспертные заключения Министерства юстиции РФ на нормативные правовые акты
субъектов РФ;
— своевременно реагировать на факты издания органами
власти незаконных правовых актов путем внесения протестов, представлений, а при
явно выраженном несогласии законодательного или исполнительного органа власти с
позицией прокурора считать обращение прокурора в суд единственно правильным
способом устранения допущенных нарушений;
— активнее использовать для корректирования
результатов правотворческой деятельности субъектов РФ имеющееся у отдельных
прокуроров право законодательной инициативы, а также право на обращение с
запросом в региональные конституционные суды;
— обеспечить применение мер уголовной ответственности
по фактам злостного неисполнения должностными лицами решений судов о признании
недействительными законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ;
— шире использовать потенциал Совета Федерации,
Правительства РФ, Комиссии при Президенте РФ по взаимодействию федеральных
органов государственной власти субъектов РФ при проведении конституционно-правовой
реформы в субъектах РФ для приведения в соответствие с федеральным
конституционным законодательством региональной нормативно-правовой базы.
Во исполнение распоряжения Генерального прокурора РФ
от 30.07.1998 № 49/7р «Об организации исполнения соглашения Генеральной
прокуратуры Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации от
25 марта 1998 года» управления Генеральной прокуратуры РФ по поступающим из
Министерства юстиции РФ копиям заключений по правовым актам субъектов РФ о их
несоответствии Конституции и федеральному законодательству, а также материалам
о незаконных актах федеральных министерств и ведомств, информации о
противоправных действиях общественных и религиозных объединений должны
вырабатывать согласованную с органами Министерства юстиции РФ юридическую
оценку, а также обеспечивать незамедлительное принятие мер прокурорского
реагирования, направленных на пресечение нарушений законности.
Устранение указанных правонарушений должно
осуществляться преимущественно силами прокуроров субъектов РФ, приравненных к
ним военных и иных специализированных прокуроров, за конечными результатами
этой работы должен быть установлен эффективный контроль.
В случаях выявления фактов злостных нарушений
законодательства общественными и религиозными объединениями необходимо
направлять соответствующие материалы в Министерство юстиции РФ для постановки
вопросов о приостановлении и прекращении их деятельности, результаты
рассмотрения таких материалов должны контролироваться.
Сотрудники Генеральной прокуратуры РФ и Министерства
юстиции РФ должны осуществлять совместные выезды в регионы, где распространены
факты принятия незаконных правовых актов. С участием специалистов Министерства
юстиции РФ в необходимых случаях прокуратура должна ходатайствовать перед
соответствующими государственными органами об обращении с запросом в
Конституционный Суд РФ о соответствии Конституции конституций республик,
уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по
вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному
ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти
субъектов РФ.
Согласно приказу Генеральной прокуратуры РФ от
09.08.1996 № 47 «Об участии органов и учреждений прокуратуры в правотворческой
деятельности и систематизации законодательства в прокуратуре Российской
Федерации» Генеральный прокурор РФ в целях обеспечения единства правовой
политики, реализуемой Генеральной прокуратурой РФ, исключения фактов
направления в законодательные и иные органы не согласованных между собой
инициативных законопроектов и заключений по поступающим проектам нормативных
актов органов законодательной и исполнительной власти, повышения уровня работы
по систематизации законодательства в органах прокуратуры требует активного
участия органов прокуратуры в правотворческой деятельности на основании ст. 9
Закона о прокуратуре.
Прокурорам при выявлении пробелов и недостатков в
законодательстве, требующих дополнительного правового регулирования,
предложения с необходимым обоснованием и приложением конкретных формулировок
предлагаемых норм направлять в управление правового обеспечения Генеральной
прокуратуры РФ для проработки и представления на рассмотрение руководству.
|