Вл.Т. Батычко, Вик.Т. Батычко
Прокурорский надзор Конспект лекций. Таганрог: ИТА ЮФУ, 2015.
Лекция 8. Надзор прокурора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, и администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу
8.3. Организация прокурорского надзора за исполнением законов администрациями мест содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений
В соответствии с Федеральным законом от 15.07.1995 №
103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении
преступлений» надзор за исполнением законов в местах содержания под стражей
подозреваемых и обвиняемых осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные
ему прокуроры согласно Закону о прокуратуре.
Администрация мест содержания под стражей
подозреваемых и обвиняемых обязана выполнять постановления соответствующего
прокурора, касающиеся установленного законом порядка содержания указанных лиц.
Федеральным законодательством определены следующие
места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых: следственные изоляторы
уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, следственные изоляторы
органов Федеральной службы безопасности РФ, изоляторы временного содержания
подозреваемых и обвиняемых соответственно органов Министерства внутренних дел
РФ и Пограничных войск РФ.
Местами содержания под стражей подозреваемых и
обвиняемых могут являться также учреждения уголовно-исполнительной системы
Министерства юстиции РФ, исполняющие уголовное наказание в виде лишения свободы
и гауптвахты.
Основаниями для помещения подозреваемого или
обвиняемого в следственный изолятор или изолятор временного содержания
являются:
— судебное решение (приговор, определение,
постановление суда) об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу,
вынесенное в порядке, установленном УПК, либо надлежаще оформленная из него
выписка. В тех случаях, когда в следственный изолятор представляется выписка из
приговора (определения, постановления) суда об избрании в качестве меры
пресечения заключение под стражу, в ней должны быть указаны полные установочные
данные лица, в отношении которого применяется эта мера пресечения. Выписка
заверяется подписью должностного лица и скрепляется гербовой печатью;
— протокол о задержании подозреваемого в совершении
преступления, составленный по основаниям, указанным в ст. 91 УПК, и по правилам
ст. 92 УПК.
Предмет прокурорского надзора за исполнением законов администрациями следственных
изоляторов и изоляторов временного содержания составляет установленный законом
режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение
ими своих обязанностей, их изоляцию.
Режим содержания подозреваемых и обвиняемых имеет
определенную специфику перед режимом содержания осужденных лиц в исправительных
учреждениях. Дело в том, что в следственные изоляторы и изоляторы временного
содержания помещаются лица, в отношении которых судом еще не вынесено никакого
решения. В силу принципа презумпции невиновности каждый считается там правым,
пока обратное не доказано в определенном уголовно-процессуальным законом
порядке и не установлено вступившем в законную силу приговором суда. В исправительных
же учреждениях находятся лица, признанные виновными в совершении преступлений,
и в отношении них обвинительный приговор суда уже имеет законную силу.
В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от
09.09.2002 № 59 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных,
приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур» надзор за
исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных
под стражу возложен на прокуроров субъектов РФ.
Осуществляя проверку, прокурор должен контролировать
надлежащую организацию администрацией приема, регистрации и размещения лиц,
поступающих в следственные изоляторы и изоляторы временного содержания.
При поступлении подозреваемого и обвиняемого дежурный
должен проверить наличие документов, являющихся основанием для помещения
подозреваемых и обвиняемых в следственные изоляторы и изоляторы временного
содержания.
Если в следственный изолятор поступает женщина с
ребенком в возрасте до трех лет, прокурор должен проверить наличие свидетельства
о рождении ребенка или другие документы, подтверждающие его принадлежность. При
отсутствии таких документов должно иметься письменное указание лица,
производящего дознание, следователя, прокурора или суда, в производстве которых
находится уголовное дело о помещении женщины с ребенком в следственный
изолятор.
Все документы, являющиеся основанием для приема в
следственный изолятор, должны быть заверены подписями соответствующих
должностных лиц и скреплены гербовыми печатями.
Прокурор проверяет, насколько правильно и полно
организовано первичное медицинское освидетельствование поступающих лиц.
Задержанные и арестованные в день их поступления должны пройти первичное
медицинское освидетельствование дежурным врачом (фельдшером) и санитарную
обработку. Результаты медицинского освидетельствования обязательно вносятся в
медицинскую амбулаторную карту.
При наличии телесных повреждений врачом составляется
соответствующий акт, который подписывается дежурным помощником, медицинским
работником и начальником караула, доставившим арестованных.
В случае обнаружения прокурором этого акта или
соответствующей записи в амбулаторной карте необходимо выяснить, была ли
проведена оперативным отделом проверка обстоятельств получения телесных
повреждений. При обнаружении признаков состава преступления материалы этой
проверки должны быть направлены территориальному прокурору для принятия решения
о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела.
Прокурор должен проверить, насколько правильно и в
соответствии с законом администрацией следственного изолятора и изолятора
временного содержания обеспечивается изоляция обвиняемых и подозреваемых и
ведется соответствующая работа по предотвращению совершения правонарушений в
местах содержания под стражей.
В приказе от 05.08.2003 № 27 «Об организации
прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний
и содержании подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах» Генеральный
прокурор РФ обязывает надзирающих прокуроров при проверках состояния законности
в следственных изоляторах особое внимание обращать на факты унижения
человеческого достоинства, произвола, жестокого обращения по отношению к
осужденным и заключенным со стороны работников учреждений и органов,
исполняющих уголовные наказания, необоснованного водворения в штрафные
помещения, обеспечение гуманных условий содержания, соответствующих минимальным
стандартным правилам обращения с заключенными.
Надзирающие прокуроры должны реагировать на факты
неисполнения администрацией исправительных учреждений и следственных изоляторов
предписаний прокуратуры, организовать жесткий контроль за фактическим
устранением выявленных нарушений законности.
Уполномоченные прокуроры обязаны усилить надзор за
соблюдением законов о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб
граждан администрацией исправительных учреждений, следственных изоляторов, а
также органами внутренних дел, в подчинении у которых находятся эти учреждения.
Работу с поступающими жалобами надзирающие прокуроры должны рассматривать как
важнейшую составляющую деятельности по укреплению законности при исполнении
уголовных наказаний, защите прав осужденных и заключенных. Добиваться по
каждому обоснованному обращению принятия исчерпывающих мер. Жалобы о наиболее
серьезных нарушениях проверять с выездом на место.
Важным условием соблюдения режима законности, а также
получения прокурором информации о ее нарушении со стороны администрации мест
содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений является
правильная организация работы с письмами и заявлениями, жалобами граждан.
Представители администрации должны ежедневно обходить
камеры и принимать от подозреваемых и обвиняемых предложения, заявления и
жалобы как в письменном, так и в устном виде. Предложения, заявления и жалобы,
принятые в устной форме, записываются в журнал и докладываются лицу,
ответственному за их разрешение. Предложения, заявления и жалобы, изложенные
письменно и адресованные администрации следственного изолятора, регистрируются
в журнале, а затем о них докладывается начальнику, который принимает меры по их
разрешению. При отсутствии такой возможности подозреваемому или обвиняемому
даются соответствующие разъяснения.
Предложения, заявления и жалобы, адресованные в
прокуратуру, суды или иные органы государственной власти, которые имеют право
контроля за СИЗО, цензуре не подлежат и не позднее следующего за днем их подачи
рабочего дня направляются адресату в запечатанном виде. Жалобы, адресованные
Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, просмотру не
подлежат и направляются ему в течение 24 часов.
Предложения, заявления и жалобы, адресованные в другие
органы государственной власти, общественные организации (объединения), а также
защитнику, должны быть рассмотрены администрацией следственного изолятора и
направлены по принадлежности не позднее трех дней с момента их подачи.
Кроме того, администрацией мест содержания
подозреваемых и обвиняемых организуется ежедневный их личный прием начальником
следственного изолятора или уполномоченными им лицами в течение рабочего
времени. График личного приема подозреваемых и обвиняемых должен быть доведен
до их сведения.
Запись подозреваемых и обвиняемых на личный прием
осуществляется ежедневно во время обхода камер сотрудниками следственного
изолятора. Заявления о приеме подаются письменно на имя начальника или делаются
устно и регистрируются в порядке очередности их подачи в журнале личного приема
с указанием должностного лица, к которому подозреваемый или обвиняемый хотел бы
попасть на прием. Последний ведется в порядке очередности подачи заявлений и их
порядкового номера в журнале личного приема. После окончания приема в журнале
фиксируются его результаты, а на заявлении о личном приеме делается об этом
отметка. Оно подшивается в личное дело подозреваемого или обвиняемого.
В ходе осуществления прокурорской проверки надзирающий
прокурор также должен обращать внимание на правильность и законность
организации администрацией труда подозреваемых и обвиняемых в совершении
преступлений.
Труд подозреваемых и обвиняемых организуется только на
территории следственного изолятора: в камерах, на производственных площадях, в
мастерских и на ремонтно-строительных участках. При этом обеспечивается
выполнение установленных требований изоляции и правил раздельного размещения
подозреваемых и обвиняемых, а также норм гражданского и трудового
законодательства, правил техники безопасности при производстве работ, норм
санитарии и гигиены.
Подозреваемые и обвиняемые не допускаются к работе в
специальных отделах следственных изоляторов, фотолабораториях,
радиотрансляционных узлах, а также к работе, связанной с ремонтом и
эксплуатацией инженерно-технических средств охраны, сигнализации и связи, всех
видов транспортных средств и множительной технике.
Генеральный прокурор РФ обязывает всех нижестоящих
прокуроров ежедневно проверять законность содержания подозреваемых, обвиняемых
в изоляторах временного содержания и на гауптвахтах. Остро реагировать на
нарушения порядка задержания, несоответствия данных, содержащихся в протоколе
задержания, фактическим обстоятельствам происшедшего. Безотлагательно принимать
меры к освобождению незаконно задержанных лиц, в том числе содержащихся свыше
48 часов без избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, а также
содержащихся под стражей без продления сроков.
|