Е.Г.
Непомнящий
Экономика и управление предприятием: Конспект лекций
Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1997
Тема 13. Основные методы управления. Управление персоналом. Стили руководства
13.10. Управление конфликтами
Конфликт — это столкновение расходящихся интересов и линий поведения.
Конфликты являются типичными ситуациями в социальных системах, мешающими выполнению задач
фирмы, поэтому их — преодоление одна из важных задач менеджеров.
Различают конфликты:
- между лицами (сотрудниками, менеджерами или сотрудниками и менеджерами);
- группами;
- системами и подсистемами (между предприятиями, филиалами, предприятием и муниципалитетом
и т.п.).
Конфликты делятся на открытые и скрытые, внутренние и внешние (например, с поставщиками).
Возможные варианты управления конфликтами показаны на рис. 13.6.
![](img/13-13_06.gif)
Рис. 13.6. Варианты управления конфликтами
Профилактика конфликтов (Координация)
Значительно дешевле предотвратить конфликт, чем дать возможность ему "разгореться". Поэтому
менеджерам необходимо постоянно следить, анализировать и прогнозировать развитие социально-экономических
процессов для своевременного принятия мер по предотвращению причин возникновения конфликтов,
то есть их профилактики.
Так, например, одним из действенных способов профилактики конфликтов перед реализацией каких-либо
действий (работ) фирмы является планирование резервов, т.е. буферизация конфликтов
(резервы времени, финансов, материалов и т.п.).
В процессе исполнения работ применяют различные методы профилактики конфликтов, в том числе:
- авторитарное вмешательство менеджера;
- общее регулирование (стандартизация, инструкции, правила приема решений и т.п.).
Методы преодоления конфликтов показаны на рис. 13.7.
![](img/13-13_07.gif)
Рис. 13.7. Преодоление конфликта
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Нормирование труда и определение потребностей в рабочих и специалистах на предприятии
- Совет фирмы (АО), его функции и практическая деятельность
- Роль издержек в деятельности фирмы
- Техническая подготовка производства
|