Г.Я.
Гольдштейн
Инновационный менеджмент
11.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РАЗВЕДКА - НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ
ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
11.4.
Организация службы информации фирмы
Организацию службы информации современной фирмы рассмотрим на примере фирмы
“Samsung” (Южная Корея), которая является ярким представителем “новых азиатских
драконов”. В основе успеха таких фирм лежит признание того факта, что информация -незаменимое
и жизненно важное сырье. В 1989 г. торговый оборот концерна “Samsung” превысил
30 млрд. долларов США, на его предприятиях было занято более 150 000 человек.
Каждая из фирм, входящих в концерн, имеет в составе службы информации две группы:
- систему стратегической и перспективной информации ССПИ (каналы “Текст”
и “Консультант”);
- систему тактической и оперативной информации СТОИ (каналы “Фирма”, “Беседа”).
В таблице 11.2 показан вклад этих систем в создание баз данных.
Таблица 11.2
Вклад ССПИ и СТОИ фирмы "Samsung"
в базы данных (в %)
Базы данных
|
ССПИ
|
СТОИ
|
Конкуренция
Рынок
Технология
Законодательство
Ресурсы
Тенденции
|
10
10
50
90
80
90
|
90
90
50
10
20
10
|
Обычно ССПИ подчинена генеральному офису фирмы. Туда поступают все данные,
собранные СТОИ, каждой функциональной службой или отделениями (СЗХ) фирмы. В
сильно диверсифицированных фирмах применяется децентрализованная система информации,
когда имеется несколько ССПИ и головная служба в генеральной дирекции.
В фирме “Samsung” в группе ССПИ занято 15 человек. Задачи группы:
- комплексное наблюдение за экономической ситуацией в Южной Корее и на
основных зарубежных рынках;
- наблюдение за южно-корейским экспортом;
- анализ политического риска по различным странам;
- сбор политической и военной информации по основным рынкам;
- наблюдение за деятельностью конкурентов;
- проведение исследований по специальным запросам руководства;
- распространение информации по всем заинтересованным руководителям и специалистам.
Группа еженедельно издает информационный бюллетень (“Факты и информация”),
а два раза в месяц - бюллетень по экономическим и политическим вопросам и бюллетень
по обзору прессы и новинок специальной литературы. Кроме того, ежемесячно издается
сборник “Экономические показатели”, который содержит ключевые статистические
и экономические показатели по 90 странам. Этот сборник издается карманным форматом,
чтобы все руководящие работники и специалисты могли его иметь постоянно при
себе. Группа издает два раза в год обзор состояния основных рынков сбыта фирмы.
Группа СТОИ занимается исключительно текущими задачами. Свое "информационное
сырье" она получает от многочисленных представительств. Это в первую очередь
информация о рынках и конкурентах. Всего в группе 17 человек, которые распределены
по географическим зонам. Зарубежные представительства числом более 5 человек
обязаны ежедневно представлять отчет DI (Daily Information - ежедневная
информация). Неписаное правило - каждый работник должен давать руководителю
не менее одного информационного сообщения. На основании этих сообщений группа
ежедневно составляет сводку наиболее важных событий. Кроме того, делается сводный
аналитический отчет, который размножается в ограниченном контролируемом числе
экземпляров для высших руководителей и подлежит уничтожению после прочтения.
Как уже указывалось выше, большую часть информации “добывать” не надо. Надо
лишь ее собирать, обобщать и доводить до тех, кто может ею в фирме воспользоваться.
Правительство Японии еще в 1957 г. организовало Японский научно-технологический
информационный центр (JICST), который ежегодно анализирует 11 000 журналов
(из них 7 000 - зарубежных), 15 000 технических отчетов и рассылает
более 500 000 резюме. Как удачно заявил Коносуке Мацусита, на Западе совершается
два смертельных греха - ищется то, что уже было найдено, и покупается то, что
можно иметь бесплатно [17]. Следует отметить, что для большинства японских корпораций
затраты на разведку составляют в среднем 1,5% торгового оборота.
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Организационные структуры в инновационной деятельности
- Информационное обеспечение прикладной НИР
- Управление эффективностью разработки
- Виды НИР и их основные этапы
|